Ключевые центры Северного морского пути
Севморпуть – кратчайшая по протяженности водная магистраль между Европой и Азией. Несмотря на сложные климатические, навигационные условия, остающаяся самой безопасной и, без преувеличения, единственной эффективной для доставки продовольствия, топлива и других необходимых товаров в населенные пункты российской Арктики.
Кроме этого Севморпуть стратегически важен для улучшения качества жизни населения, устойчивого экономического развития российской арктической зоны и выполнению плана по реализации национальных проектов, признанных приоритетными.
Центры СМП
Маршрут по водному коридору проходит через моря Ледовитого океана – включая, Карское и Лаптевых у южной береговой линии Сибири. Включает около 70 речных, морских портов, перевалочных баз. Но центрами Северного Морского пути считаются:
- Мурманск – с пропускной способностью около 24 млн год, принимающий суда без ограничения по габаритам;
- Архангельск – старейший транспортный узел, одновременно являющийся базой гидрометео-, картографических служб Министерства транспорта и ВМФ:
- Нарьян-Мар в НАО - единственный терминал по погрузке-выгрузки, буксировке, хранению грузов;
- Саббета – часть проекта Ямал СПГ, базирующегося на Южно-Тамбейском месторождении для перегрузки сжиженного газа с обеспечением круглогодичной навигации;
- Тикси – несмотря на короткий судоходный период навигации обладает высокими грузопропускными мощностями, и является пунктом управления восточной зоны Севморпути;
- Певек и Бухта Провидения – стратегически важны для обеспечения поселков на Чукотке и организации транспортного сообщения с Чаун-Билибинским энергоузлом.
Последние станут опорными точками для бункеровки, организации безопасности судоходства, обеспечения бесперебойных поставок для добывающих, предприятий, ведущих разработку месторождений полезных ископаемых. Кроме этого, модернизация портовой инфраструктуры откроет новые возможности для чукотского региона. Это и привлекательность для инвесторов, и увеличение числа рабочих мест за счет масштабного строительства и развитие собственной энергетики.
Перспективы
Чтобы СМП стал по-настоящему альтернативной магистралью, привлекательной для российских, иностранных перевозчиков, нужна соответствующая инфраструктура. Уже сейчас ведется серьезная работа по модернизации. Расширяются портовые территории, отстраиваются новые терминалы:
- Ударник в Мурманске - для обработки рефрижераторных грузов промыслово-перерабатывающих предприятий;
- в бухте Ура – для обработки, перегрузки СПГ на газовозы;
- Индига в НАО – хаб для перегрузки международных транзитных грузов, с проектной пропускной способностью в 40 миллионов тонн в год.
Ведется работа по организации безопасности от рисков, связанных с техногенными, климатическими факторами. В чукотском Певеке, например, МЧС открыла спасательно-аварийный центр, объединяющий медицинский, авиационный и блок управления. Он оснащен спецтехникой, беспилотниками, медицинским оборудованием. В планах - открытие аналогичных подразделений ведомства в Диксоне, Сабетте, Тикси.
Концепция опорных центров
В мае 2024 года на выставке-форуме России, в рамках дней регионов Дальнего Востока была озвучена концепция опорных городов, как мера усиления социально-экономического каркаса российской Арктики. А также представлены долгосрочные проекты для 16 территорий. В список агломераций вошли:
- карельская Кемско-Беломорская;
- Мурманская;
- Кировско-Апатитская;
- Салехард-Лабытнанги.
А также города Нарьян-Мар, Новый Уренгой, Ноябрьск и другие территории.
Для каждого населенного пункта из списка опорных будет утвержден план развития до 2035 года и источники финансирования.
Главные пункты – создание транспортно-логистических хабов, строительство инфраструктуры и организация условий для мультимодальных перевозок. Особое внимание Архангельскому транспортному узлу, одному из главных перевалочных узлов, играющим ключевую роль в снабжении действующих нацпроектов.
Здесь построят глубоководный порт, модернизируют систему железнодорожных, автотранспортных путей сообщения. А для изучения Арктики уже в 2027 году появится межвузовский кампус с современными лабораториями и городком для студентов, преподавателей.
Порт Дикси прирастает новыми терминалами, инфраструктурой. Во многом, благодаря строительству угольного терминала Енисей. Скоро здесь будет свой аэродром, электростанция, вахтовый поселок. В планах есть и меры по развитию человеческого капитала, привлечению молодых специалистов. Это и проекты по строительству арендного жилья, школ, спортивных, досуговых объектов.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться