Экспедиция, прошедшая Северный морской путь

Экспедиция, прошедшая Северный морской путь

Полномасштабное исследование и организация движения по СМП, в качестве транспортной магистрали началось в еще в 19 веке. Но до признания ее экономической значимости для страны было далеко. Все экспедиции по Северному морскому пути занимали годы – не было мощных ледоколов и кораблям приходилось дрейфовать во льдах месяцами. И всерьез говорить о перевозке грузов по арктическим водам не приходилось. 

Экспедиция, прошедшая Северный морской путь

ГЭСЛО

Это аббревиатура названия первой гидрографической экспедиции Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого. Впервые экспедиция по Северному Морскому пути ставила перед собой задачи пройти маршрутом от Владивостока до Архангельска, провести большую картографическую, исследовательскую работу. 

Переход совершали два ледокольных парохода Таймыр и Вайгач, который сошел на воду со стапелей за год до подготовки к походу. Вместе с подготовкой исследования заняли 5 лет  и проходили в сложнейшие условиях. Но мореплавателям удалось впервые:

  • обойти с севера Новосибирские и остров Врангеля;
  • открыть архипелаг Северная Земля;
  • провести подробную опись островов;
  • пройти с востока на запад с одной зимовкой.

Кроме этого команда проводила исследования ледовых условий арктических морей, гидрологических режимов в районе полярных островов. Была собрана ботаническая, зоологическая коллекции и взяты геологические образцы горных пород. 

Первый проход

Экспедиция, прошедшая Северный морской путь за одну навигацию, стартовала в 1932 году. Руководителем был назначен Отто Шмидт, искренне веривший в огромный потенциал арктического коридора. 

18 июля из порта Архангельска вышел ледокольный пароход Сибиряков под управлением капитана Владимира Воронина. Непростые навигационные условия осложнялись отсутствием информации и гидрометеорологического обеспечения.

Когда мореплаватели подошли к Новой Земле в Карском море, оказалось, что пролив покрыт толщей льда. Капитан пошел на риск и обошел архипелаг с севера. Такой же маршрут удалось повторить (уже на современных атомоходах) только через 60 лет. 

В Чукотском море судно потеряло винт и начало двигаться по течению в обратную сторону, когда до цели оставалось 60 миль. Тогда было принято решение установить паруса из брезента, чтобы заставить судно идти вперед.  К 1 октября сквозной проход за одну навигацию был завершен. Команда отправилась в Ленинград, а Сибирякова отбуксировали в японскую Иокогаму для ремонта.

Челюскин

Одноименный пароход под командованием капитана В. И. Воронина вышел из мурманского порта в начале августа 1933 года. Задача полярников, руководство которыми доверили Отто Шмидту, состояла в том, чтобы доказать доступность маршрута для кораблей без ледового класса. Такое открытие стало бы веским аргументом в пользу возможности использования транспортного коридора для перевозки грузов. 

Сложности начались почти сразу. Уже 17 августа пароход получил первое повреждение носовой части. Команда занималась переброской угля из трюмов на палубу, чтобы выровнять осадку. К вечеру к Челюскину смог подойти ледокол Красин, на который был перегружен уголь.

К 19 сентября мореплаватели дошли до острова Колючин.  В 280 километрах от Тихого океана на воде встал лед. Экипажу пришлось проводить взрывные работы и вручную отбивать глыбы. Через 6 дней, 5 октября все же удалось выйти на чистую воду и он смог продолжить движение по направлению к Берингову проливу.

Через 2 дня, в 80 километрах от чистой воды судно попало в ловушку и встало на зимовку. Зимовка проходила благополучно, вплоть до 13 февраля 1934 года, когда сильное сжатие ледяных глыб привело к тому, что корабль затонул в течение 2 часов. Спасение челюскинцев силами авиации, за которым следила вся страна, заняло 2 месяца. Последние 6 участников похода были доставлены на материк в апреле. 

Все первопроходцы внесли неоспоримый вклад в развитие арктического транспортного коридора. В 1939 году трасса использовалась уже для коммерческого плавания. В навигации участвовали 10 грузовых судов и ни одно из них не простаивало на зимовке. В 1940 году план по объему перевозимых грузов был перевыполнен. В ВОВ СМП служил магистралью для перевозки ценных грузов, в том числе кораблями союзников. 

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться