Морские экосистемы Северного морского пути
СМП – это не только транспортная артерия, соединяющая регионы Дальнего Востока с европейской частью России, но и самый короткий путь между странами восточной Азии и западной Европы. Это сложная экосистема, требующая рационального обращения и сохранения.
Экосистемы
Небольшое видовое разнообразие и неустойчивость к негативным внешним факторам – главный характеризующий признак морских экосистем Северного морского пути. Живые организмы хорошо приспособлены к суровым арктическим условиям, и за столетия развития выработали защитные механизмы, позволяющие выживать при низких атмосферных температурах, скудном составе почв и повышенной солености воды.
Но зато к антропогенным внешним факторам, изменениям климата устойчивость экосистемы Арктики крайне низкая. А если учитывать редкость и ограниченность видового разнообразия – любое серьезное нарушение экобаланса приведет к серьезным проблемам. Например, если исчезнет один из видов, заместить его будет нечем, и это отразится на всей пищевой цепочке. От планктона, до птиц и млекопитающих.
Развитие судоходства, разработка месторождений углеводородов увеличивает риски разлива нефти, что может нанести арктической природе значительный ущерб. Поскольку локализация и сбор нефтепродуктов осложняется льдами. А способ сбора ограничивается механическим, с использованием ледоколов. Кроме этого есть опасность загрязнения воды, атмосферы в результате:
- сброса мусора;
- выбросами от дизельных двигателей судов, в продуктах сгорания которых высокая концентрация азота, серы;
- загрязнение северных рек.
Также увеличивается шумовое загрязнение – это шум от двигателей кораблей, при бурении подводных скважин. Что может вынудить животных (китообразных, ластоногих) покинуть места обитания, располагающиеся вдоль трассы Севморпути.
Защита экологии
Развитие Севморпути и сохранение природы Арктики – две взаимосвязанные задачи. Сейчас действует больше 40 нормативных актов, регламентирующих работу компаний, занимающихся геологоразведкой, разработкой нефтяных месторождений на шельфе, в морях, входящих в акваторию РФ.
Разрабатываются системы мониторинга, передающие данные о концентрации потенциально опасных соединений в почве, воде и воздухе в режиме реального времени.
В российской Арктике больше 95 миллионов гектаров (это больше 16% от всей площади), а также участки моря вблизи рек Лены, Печоры и 12-мильная морская акватория отданы под особо охраняемые природные территории.
Здесь исследуют видовое разнообразие, мониторят уровень загрязнения воды, атмосферы, почвы. Отслеживают климатические изменения и влияние, которое они оказывают на природу.
Цифровизация и экология
Кроме единой цифровой информационной платформы, объединяющей сервисы для участников логистической цепочки, направленной на сбор информации о состоянии льдов и упрощения построения маршрутов, ведется работа по созданию систем мониторинга окружающей среды.
В университете им. Ломоносова создали цифровой аналог Арктики для моделирования природных показателей, с учетом переменных факторов. Масштабная модель с точностью повторяет реальные:
- рельеф суши и океанического дна;
- атмосферу;
- гидросферы;
- расположения и толщину ледяного покрова в зависимости от времени года.
Такая модель поможет оптимизировать управление в области геологических изысканий при бурении скважин, природопользования.
В обеспечении мер по сохранению экологической обстановки используется и искусственный интеллект. Например, ИИ распознает, классифицирует животных, птиц, попавших в объектив фотоловушек для отслеживания популяции без внедрения специальных датчиков, что намного проще и эффективнее.
Для непрерывного анализа устойчивого развития магистрали, без вреда для хрупкой арктической экологической системы гидро- и атмосферы был разработан цифровой спутниковый сервис, собирающий ключевые показатели с привязкой к интенсивности судоходного потока по Севморпути.
Ведутся работы и в "полевых" условиях. Экспедиции ученых, в том числе иностранных, отбирают пробы воды для определения уровня содержания солей, наличия микропластика в морской и акватории океана. Фиксируют скопления крупного мусора, проводят исследование изменений поведения птиц и животных, являющихся индикаторами стабильности обстановки.
Все эти меры входят в проект реализации программы экомониторинга акватории Севморпути. Она поможет отслеживать и снижать объемы антропогенных выбросов, принимать управленческие решения в области природоохранной деятельности.
С ростом грузопотока и количества судов на СМП проект будет масштабироваться.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться