Острова Северного морского пути
Наиболее короткий маршрут от восточных земель России в европейские моря пролегает по южной акватории Северного Ледовитого океана. Он проходит не только вдоль берега, но и предполагает отклонение судна немного на север – для прохождения минимального расстояния.
Здесь удастся полюбоваться не только ледовым пейзажем или водными просторами. Особое внимание привлекают к себе острова Северного морского пути. Они – опора для арктической навигации, но в то же время являются опасностью для судов, на них обитает скудная жизнь, их оправданно называют в честь первооткрывателей.

Севморпуть
СМП – это транспортный маршрут длиной около 5600 км.
Если следовать с запада на восток, начинается он в г. Мурманск. Это – самый большой в мире город за Полярным кругом, находится на северо-западе Кольского полуострова, на берегу Баренцева моря. Среднегодовая температура воды – от 0 °C до +5 °C.
Сухая терминология гласит: Севморпуть – простор от Карских Ворот до Берингова пролива. Путь проходит по таким акваториям и водным бассейнам как:
- Баренцево, Белое и Печорское моря – «подход» к Ледовитому океану;
- Карское море – одно из наиболее холодных в России;
- море Лаптевых – покрыто льдами в течение 8-9 месяцев в году;
- Восточно-Сибирское море – во власти льдов почти весь год;
- Чукотское море – выделяется пейзажем и диапазоном температуры (-2…+12°C);
- Тихий океан – Берингов пролив, Анадырский залив, Берингово, Охотское и Японское моря.
Завершается транспортная магистраль в г. Владивосток – это портовый город в восточной части России. Тут, на берегу Японского (Восточного) моря, температура воды в летнее время – на уровне +20 °C.
Самые большие архипелаги
От Дальнего Востока до Скандинавии встречается немало участков суши. Ниже – основные из них, они выделяются своей площадью и значением для судоходных или промысловых нужд.
Новая Земля
Архипелаг из 200 островов, который называют «Страна ветров». Скорость движения воздуха доходит до 50 м/с, и это при морозе до -35…-40 °C. Разница между западным и восточным побережьями может доходить до 5 градусов.
Эта часть Арктики – уникальное место. Тут богатая флора и фауна, активно изучается природное наследие, действует национальный парк. В ходе разработки полезных ископаемых были обнаружены стоянки древних людей (вплоть до Железного века, около IX ст. до н.э.).
Все вариации маршрутов сходятся здесь – в «устье» Карского и Баренцева морей. С борта судна при хорошей погоде всегда видна необычно яркая растительность.
Вайгач
Открыт в X веке (н.э.) новгородскими купцами, для Европы появился на карте в XVI веке. Продолжает использоваться в картографии как «ворота» Севморпути. В советские годы получил импульс развития как место залежей флюоритов, свинцовых и медных руд.
Обская губа
На самом севере Обской губы есть группа российских островов с интересными арктическими видами. Главные среди них: Белый, о. Шокальского, Вилькицкого, Неупокоева, Сибирякова. Опасность этих мест таится на небольшой глубине: среднее значение – 8-9 м.
Берег, как правило, сильно покатый. Швартовка невозможна ввиду мелководья.
Карское море
В южной части акватории на всем коридоре движения судов встречается примерно 300 отдельных островков. Среди них выделяются о. Белый, Воронина, Северный, Известий ЦИК, Визе, Уединения, Арктического Института и т.д. Их главная отличительная черта – скалистый внешний вид и большое количество льда.
Внимание для судоходных команд все время привлекает рельеф. Побережье изрезано, много мелких заливов. В отдалении от берега средняя глубина – 50…100 м.
Акватория имеет низкую промысловую ценность. Постоянно тут обитает только несколько видов рыб, белые медведи, нерпа, моржи, полярная акула.
Архипелаг Норденшельда
Чуть севернее полуострова Таймыр и «у входа» в пролив Вилькицкого располагаются 90 отдельных «земель», объединенных в несколько групп. Большой ценности они не представляют: о. Циволько, Литке, Пахтусова и другие являются остатками вулканических пород. Максимальная высота над уровнем воды – 107 м.
На поверхности царит арктическая тундра – безлюдное пространство, которому отведена роль природного заповедника. В советские годы тут располагались метеорологические станции.
Северная Земля
Архипелаг из 4 крупных «земель» и более 100 мелких. Он интересен своей новизной – был полностью открыт и нанесен на карту Европы только в ХХ веке. Несмотря на большую площадь (свыше 37 тысяч км2) необитаем – из-за экстремальных климатических условий.
Увидеть любую из частей этой группы просто – это заснеженный берег с обрывистым склоном высотой до 30 м. Поверхность без льда и снега – скопление каменистых россыпей, покрытое скудной растительностью.
Транспортные магистрали пролегают в основном через один-два пролива:
- Вилькицкого – на юге (между п. Таймыр и о. Большевик);
- Шокальского – к северу (между о. Большевик и о. Октябрьской Революции).
Они же используются как места укрытия для судов, которые попадают в сложные метеорологические условия. Здесь удается даже найти бухты на случай наиболее неприятных ветров. Глубина акватории – не менее 32 м.
Новосибирские острова
Пласт территорий между устьями рек Лена и Индигирка – это Новосибирские острова. Состоят они из таких групп как Ляховские о., о. Анжу и о. Де-Лонга. Климат – ярко-выраженный арктический.
Здесь найдены стоянки древних людей (ок. IIX-IX ст. до н.э.). Сегодня тут действует природоохранная зона, функционируют метеорологические станции. Снег лежит до 9-10 месяцев, и несмотря на это тут есть цветковые растения и даже бабочки, живет большое количество видов птиц.
Судоходные возможности ограничены – здесь постоянно присутствует лед. Глубина прибрежной акватории – 18…50 м. Средняя зимняя температура воздуха – около -17 °C.
О. Врангеля
Место интересно многочисленными попытками обуздать природу и климат. Суровые природные условия привели к решению отказаться от поселений. Тут находится природоохранная зона, внесенная в список наследия ЮНЕСКО.
Для судоходства о. Врангеля интересен как северный берег пролива Лонга – других коммуникаций тут нет. Места известны с XVII века, тут бывали европейские и российские моряки. С началом XX века тут появляются первые экспедиции из Канады и США.
Дальше на много миль простирается только Ледовитый океан. После Берингова пролива «начинается» Азия: здесь тоже много отдельных «земель», но они располагаются в более благоприятном климате.


Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться