Поход на яхте по Севморпути в 1984
Экспедиция по любому южному морю проходит в насыщенных и даже многогранных условиях. В северных широтах ситуация обостряется – добавляется экстремальная погода. Навигация усложняется даже для опытных моряков из России.
Бывают случаи, когда плавание получает особое значение. В этой статье мы посмотрим, как прошел поход на яхте по Севморпути в 1984 году, с какими основными сложностями столкнулись участники плавания, и почему им было легче, чем многочисленным предшественникам.
.jpg)
Старт
В 1980 году было задумано необычное морское путешествие – повторить маршрут арктических конвоев и грузовых караванов времен Великой Отечественной войны. СМП (Северный морской путь) и стал тогда для СССР мощной транспортной артерией. Военно-патриотический мотив стал ключевым в этом походе.
К 1984 году члены яхт-клуба из г. Архангельска подготовили к выходу яхту «Гренада». В этом помогало местное пароходство. Оно же согласовало необходимую помощь на пути вплоть до всех встречающихся судов и портов на Дальнем Востоке.
Команда собралась из «бывалых» – опытные моряки, квалифицированные специалисты. Все они являлись работниками местного пароходства:
- Виктор Гладышев – капитан, радист;
- Игорь Резник – старший помощник, штурман, кок;
- Станислав Олтаржевский – боцман, старший матрос;
- Илья Львов – матрос, комиссар (напомним читателю о роли партии в те годы).
Выход в море состоялся 19 июля – при торжественной музыке и в присутствии официальных лиц. На место приехали даже президент Географического общества СССР и бывший начальник Главного управления СМП. Старт от причала сопровождался местными яхтами и более мелкими судами.
Поход на яхте по Севморпути в 1984 году начинался несколько обыденно: вахты по 6 часов, приемы пищи и уборка судна по графику. Достоинство плавания состояло в накопленных сведениях о маршруте. Моряки с удовольствием слушали музыку, пили горячий чай, курили – все между делом.
Основные моменты
В первые же дни погода была несколько против команды – идти приходилось против ветра. Это вызвало отставание в несколько часов, но радио позволяло принимать информационные сводки от коллег по цеху, что внушало уверенность.
Погода стояла приличная, но очень холодная. Особых неприятностей не возникало примерно до Канинского берега (восточная часть Белого моря). Прошел уже не один день, и начинало возникать утомление:
- повышенное напряжение, которое усиливалось постоянной качкой;
- перенапряжение зрения, появление зрительных галлюцинаций.
К последнему на яхте «Гренада» были готовы. Моряки и раньше выносили на суд рассказы о невиданных птицах или морских обитателях, длинных бревнах или летающих рыбах. Бороться с этим помогало переключение внимания – смотреть на флаг, помогать товарищам, читать, спать.
Питание было организовано качественно: в судовых запасах были макароны, рис и другие крупы, мороженое мясо и рыба, овощи и фрукты. Быт не отличался от прочих морских походов. Чистоту поддерживали с помощью забортной воды.
Шло время, на четвертые сутки пути яхта достигла точки, где в 1941 году две подводные лодки противника атаковали транспортное судно «Аргунь». Несколько минут отвели на почести погибшим советским морякам – традиционные манипуляции с флагом, салют и постановка буя.
В Баренцевом море команда повернула на курс тех самых арктических конвоев – для движения из Владивостока или к портам Тикси и Диксон. Погода стала сильно ухудшаться: ветер переменился на встречный, упал сильный туман. Это приостановило ход, пришлось применять звуковые сигналы с помощью горна.
Следующая точка маршрута, остров Колгуев, появился неожиданно. Вслед за этим опять изменилась погода – моряки вспоминают, что это случилось чуть ли не за несколько минут. Но море долго не давало встать на рейд – около 8 часов ушло на огибание всех отмелей.
Место знаковое: с 1942 года тут было атаковано немало советских кораблей, на ровной глади и в проливах. Погибло не менее 13 транспортных и 11 различных вспомогательных судов. Но враг получал ответ, и наши храбрые соотечественники ни на день не прекратили выходы в моря.
В какой-то момент механизмы яхты «Гренада» уступили водной стихии: заклинило руль. Используя все технические и организационные возможности, команда по-прежнему стремилась в сторону поселка Бугрино – это единственный населенный пункт на острове.
Поход на яхте по Севморпути в 1984 году был еще слишком ранним, если смотреть с точки зрения техники. Судно стремительно теряло запасы управляемости, а погода только ухудшалась. Скорость упала до 2-3 узлов в час (до 5,5 км/ч). Примерно в 30 часах хода до поселка команда была вынуждена вывесить визуальный сигнал о помощи.
Возвращение
Ситуацию спас проходивший неподалеку теплоход «Евгений Онуфриев» (история не сохранила его маршрут, судно шло в караване без ледокола из Владивостока или откуда-то с Чукотки). На нем получили призыв, близкий по смыслу с сигналом бедствия. Наличие бортовых кранов позволило взять на палубу всю яхту «Гренада» с остатками припасов.
Продолжив свой маршрут по СМП, «Евгений Онуфриев» добрался до порта Архангельск к вечеру 6 августа. Яхта, нуждавшаяся в небольшом ремонте, оказалась у «домашних» причалов.


Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться