Северный морской путь и Санкт-Петербург

Северный морской путь и Санкт-Петербург

Развитие Северного морского пути – задача на многие годы вперед, которая сегодня стала еще более актуальной, с учетом последних мировых событий и повышения активности сотрудничества России с азиатскими странами. Но в первую очередь Севморпуть важен для самой Российской Федерации, так как он был, есть и остается кратчайшим маршрутом между ее западной и восточной частью.

Но в развитии СМП большую роль играют крупные перевалочные пункты, необходимые для консолидации и обработки грузов. Санкт-Петербург претендует на роль такой площадки, так как обладает необходимой портовой и транспортно-логистической инфраструктурой. Поэтому Северный морской путь и Санкт-Петербург все чаще связываются воедино. Но, как обычно, есть нюансы.

Северный морской путь и Санкт-Петербург

Роль Северной столицы в развитии Севморпути

В 2024 году, как и ранее, Санкт-Петербург с его портами является одной из крупнейших точек РФ, способной обработать все объемы грузов, поставляемых с Дальнего Востока. Отлаженные системы погрузки и разгрузки, широкие возможности для реализации продукции практически на месте. Ближайшие конкуренты Питера, Архангельск и Мурманск, этим похвалиться не могут.

Более того, товары предприятий СПб востребованы в Арктике, на Дальнем Востоке, что обеспечивает полную обратную загрузку судов. Обратная загрузка была ключевой проблемой при рассмотрении Санкт-Петербурга в качестве перевалочного пункта на Севморпути. Благодаря усилиям региональных руководителей, сотрудничеству с производственными и промышленными предприятиями региона, эту проблему можно решить.

Рассматривая связку Северного морского пути и Санкт-Петербурга, нельзя упускать еще один момент: разработка арктического шельфа. Это масштабный и сложный проект, который становится новым этапом в развитии российской нефтегазодобычи, но для его реализации нужен крупный промышленный потенциал «на месте», в частности, промышленные и судоремонтные предприятия. И Питер – единственный город в западной части РФ, который обладает таким потенциалом. Кроме того, он расположен относительно недалеко от месторождений. Еще один плюс – большое количество образовательных и научно-исследовательских учреждений, которые готовят востребованных специалистов.

Да, планируется строительство крупных транспортно-логистических узлов в Мурманске и Архангельске, эти планы будут реализованы. Но «здесь и сейчас» все необходимое есть в СПб.

Международный аспект

Севморпуть и Санкт-Петербург могут быть важной связкой не только с точки зрения внутренних потребностей страны. СМП - это самый короткий путь по морю из Европы в Азию, а у России экономическое сотрудничество с Китаем, Северной Кореей, Вьетнамом набирает обороты. Перевозка грузов из европейской части РФ в порты Китая возможна по единственному маршруту: СМП.

Китайский маршрут «Один пояс – один путь» также подразумевает доставку грузов по океану, и часть пути проходит по российскому СМП. У Санкт-Петербурга есть все возможности стать мультимодальным хабом, объединяющим запад и восток. Да, это не единственный вариант – придется конкурировать с тем же Мурманском, который является основным конкурентом во всех масштабных проектах.

Обратная загрузка

Основная (хоть и не единственная) проблема, которая может помешать Северной столице стать крупным логистическим хабом Севморпути – обратная загрузка. Пробный маршрут из Владивостока в СПб стал единственным в 2022 году, из-за отсутствия грузов, которые можно было бы отправить на Дальний Восток из западной части РФ.

Но на самом деле таких товаров немало, просто они доставляются в восточные регионы железнодорожным транспортом:

  • оборудование для энергетической отрасли;
  • техника для горнодобывающей, золотодобывающей отрасли;
  • военное оборудование и техника;
  • оборудование для металлургии;
  • продукты питания;
  • автомобили.

Все эти товары можно доставлять морскими судами, и это будет выгоднее, так как морская доставка остается самой недорогой. Есть только один «подводный камень». Сезонность маршрута.

Так, основной объем рыбы (а это основной дальневосточный груз) приходится на путину, которая проводится только два раза в год. В остальное время возникает проблема загрузки судов уже с дальневосточной части маршрута. Да, можно найти грузы, которые будут поставляться на регулярной основе – морепродукты, товары и продукты «северного завоза». Но для этого нужны и регулярные рейсы по СМП. Пока их нет – перспективы остаются только перспективами. А пока роль Санкт-Петербурга в Севморпути ограничивается строительством ледоколов серии 22220.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться