Северный морской путь 2020

Северный морской путь 2020

Новый год – время оценки достижений и формирования планов на будущее. Этим занимаются все, и те, кто хоть как-то связан с СМП, тоже. Но давайте отступим от стандартов, и в своих оценках будем опираться не только на результаты 2024 года (довольно хорошие, учитывая все обстоятельства), а вспомним Северный морской путь 2020 – его показатели и прогнозы. Естественно, в рамках сравнения с текущими показателями и прогнозами.

Динамика Севморпути в 2020 году

Итак, 2020 год – время, когда грузоперевозки осуществлялись в обычных геополитических условиях. На тот момент динамика перевозок по СМП не нарушала тенденцию, показывая стабильный рост с 2014 года, и резкий скачок роста с 2018 года. К концу 2020 объем перевезенных грузов достиг 32 млн. тонн. Больше половины объема (59%) приходится на СПГ, на втором месте по объемам перевозок – нефть (24%). Третье место занимают генеральные грузы (11%) и небольшая доля приходилась на газоконденсат, нефтепродукты, уголь, рудоконцентрат (золото) – 3%, 2%, 1% и 0,2% соответственно. В целом грузооборот показал рост на 5%, что превысило  целевые значения.

Северный морской путь 2020

Какие использовались суда

Если отследить динамику по этому показателю, заметен рост использования судов класса Arc 7 – с 30% в 2014-м до 75% в 2020-м. Это и не удивляет, учитывая особенности акватории Севморпути – все-таки рядом Арктика.

Увеличилась и доля судов с высоким дедвейтом – около половины перевозок приходится на суда с дедвейтом 90-100 тыс. т.

Поставки СПГ

СПГ занимали большую часть всего объема грузоперевозок по СМП в 2020 году. Основное направление – страны Европы. Это Великобритания, Бельгия, Франция, Испания. В меньше степени – Португалия. Плюс – перевалка в Норвегии.

В страны Азии СПГ также поставлялись, но в меньшем объеме, до 800 тыс. т. (для сравнения, объем поставленного СПГ в европейские страны превышал 1,5 млн. тонн).

Целевые показатели

На 2021 год целевой показатель для Севморпути по объему грузоперевозок составил 32 млн. т., а фактический объем составляет 34,85 млн. т.

Показатели 2024 года

Итак, мы вспомнили, какой была динамика развития Севморпути на конец 2020 года. Но изменение геополитической ситуации не могло не повлиять и на цифры, отображающие грузооборот Северного морского пути, которые, по планам 2022 года должны быть такими:

  • 2024 – до 80 млн. т.;
  • 2030 – до 150 млн. т.;
  • 2035 – до 220 млн. т.

Но изменения в мире повлияли на многие процессы, поэтому рост грузопотока более скромен – почти 38 млн. тонн по итогам 2024 года. Это не так много, учитывая целевые значения, но все равно рост. И, по мнению директора государственной корпорации «Росатом», которая и является инфраструктурным оператором СМП, это хорошие показатели.

При этом:

  • повысилась безопасность перевозок по всей акватории Северного морского пути;
  • повысилось количество курсирующих судов разных классов;
  • повышается количество судов класса «река-море»;
  • возросло количество каботажных рейсов;
  • работает уже 8 атомных ледокола и 3 неатомных;
  • впервые весь маршрут Севморпути прошли сухогрузы, не имеющие ледового класса, с частичной проводкой ледоколами (это экспериментальные рейсы, но весьма показательные и важные, учитывая планы на круглогодичную эксплуатацию магистрали).

Основной вклад в увеличение грузопотока, пусть и ниже ожидаемого, внесли такие компании, как «Новатэк», «Норникель». Прирост произошел и благодаря перенаправлению части отечественных грузов на СМП, транзитные морские перевозки. Тормозит развитие не только переориентация на новые рынки (для полноценного сотрудничества нужно время), но и дефицит судов – России не хватает тех же танкеров, сухогрузов.

Кроме того, круглогодичная навигация еще не осуществляется, что мешает перевозчикам составить четкий, понятный график с понятными тарифами, хотя бы на ближайшие 10 лет.

Перспективы

Тем не менее, оглядываясь на цифры 2020, учитывая все факторы, влияющие на экономику Российской Федерации в целом, можно оценить проект развития Севморпути, как вполне успешный. Более того, у «Росатома» есть четкие планы на ближайшие 10 лет:

  • наращивание объема грузоперевозок до 150 млн. тонн через 5 лет;
  • увеличение пропускной способности Восточного полигона;
  • сопряжение портов Севморпути с железнодорожными и автотранспортными сетями;
  • строительство 46 судов для аварийно-спасательного флота и оборудование баз для них;
  • строительство еще 130 грузовых судов (33 из них уже строятся);
  • возможно – закладка новой верфи;
  • реализация проекта «Северный завоз», в котором главную роль играют населенные пункты Арктической зоны – этот проект должен снизить себестоимость перевозок;
  • увеличение количества ледоколов, в том числе, неатомных.

Можно сделать вывод, что развитие СМП основано не только на экспорте СПГ и нефтепродуктов – большое внимание уделяется и внутрироссийским грузоперевозкам.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться