Северный морской путь: границы
Северный морской путь – единственный водный коридор, который соединяет порты РФ на всем северном побережье страны, от европейской ее части до Дальнего Востока. А еще это и самая короткая магистраль от западной части РФ до восточной. И хотя маршрут от Мурманска до Берингова пролива и Тихого океана хорошо известен, четкие границы Северного морского пути знают далеко не все. А это стоит знать, хотя бы ради расширения кругозора. Обзору границ СМП и посвящена эта статья.
Где описаны границы Севморпути
Российская Федерация полностью контролирует эту водную магистраль, и наиболее четкое описание границ СМП дано в Кодексе торгового мореплавания РФ. Юридически грамотные формулировки вы найдете в пункте 1 статьи 5.1 этого кодекса, а здесь, будут описаны границы Севморпути более привычными словами.
Итак, в границы Северного морского пути входят все водные пространства, прилегающие к северному побережью нашей страны. В перечень пространств входят:
- Внутренние воды – все акватории, официально заявленные, как часть территории РФ. Это каждое территориальное море, порты в морях, заливы, каждая бухта или губа, принадлежащие нашей стране (полный их список формируется Правительством РФ).
- Территориальное море. Так называют акваторию, примыкающую к российскому берегу, ее ширина составляет 12 морских миль, которая примыкает к российскому берегу. И ее внешние рубежи одновременно являются и государственной границей нашей страны.
- Исключительная экономическая зона. Под ней подразумевают районы, не относящиеся к территориальным морям, но прилегающие к ним. В этих районах действует особый правовой режим, определяемый законодательством Российской Федерации.
Географические границы Севморпути - это четкие данные, касающиеся 28 районов, на которые поделен весь СМП. В описании даны точные географические данные каждого района (широта и долгота), но мы ограничимся кратким описанием границ маршрута, который условно делится только на два сектора.
Акватория Севморпути
Условно СМП делят на западный и восточный сектор. В западную часть входит отрезок маршрута по Карскому морю. В восточную – маршрут через остальные моря Северного Ледовитого океана и до Дальнего Востока.
На западе акватория ограничивается проливами Карского моря – Карские ворота и Югорский Шар. Пограничная линия проходит через мысы Рогатый и Кусов Нос, западную часть пролива Югорский Шар, архипелаг Новая Земля (в частности, остров Северный по меридиану мыса Желания). Также в акваторию этой части СМП входит пролив Маточкин Шар, но для мореходства он закрыт.
На востоке – бухтой Провидения, по водной границе с США, по параллели мыса Дежнева.
На юге Севморпуть ограничивается заливами, бухтами, лиманами, губами, водами портов. Частично в список входят и реки, по которым осуществляется морское судоходство, хотя реки – отдельная тема для разговора.
С севера акватория СМП определена границами исключительной экономической зоны. В нее включают акваторию длиной 200 морских миль, которые отсчитывают от исходных линий.
Исходными линиями являются:
- максимального отлива (эта линия пролегает вдоль всего берега);
- прямая, которая соединяет самые удаленные от берега острова, рифы или скалы – в тех районах, где рельеф берега слишком сложный, извилистый, или же, рядом с береговой линией есть цепь из островов;
- прямая, которую проводят поперек устья реки между самыми выступающими в море точками берегов (эти точки отмеряют в момент самого сильного отлива);
- прямые, которые соединяют все точки естественного захода в заливы и проливы между двумя островами либо между материком и островом, которые территориально относятся к РФ (длина линий не должна быть меньше 24 морских миль).
Общие данные
СМП обеспечивает самый короткий маршрут для судов, следующих из Европы в Азию. Его длина составляет примерно 7700 морских миль. Для преодоления всего пути требуется от 12 до 14 суток, но многое зависит от погодных условий и других факторов.
При этом максимальная ширина судоходного коридора не превышает 50 метров, так как большая часть маршрута пролегает через льды, а пройти сквозь них может только ледокол. Но даже в районах, свободных ото льдов, навигация осложняется особенностями шельфа, других условий арктического региона, поэтому ширина прохода всегда небольшая. Но СМП это не одна, а несколько трасс, по которым осуществляется движение разных судов, и это важно – не только с точки зрения навигации.
Так как Севморпуть принадлежит России, и это ее главная транспортная артерия (морская), в 2024 году наибольшую загрузку магистрали обеспечивали российские суда. На втором месте по частоте использования водного коридора – Китай. Но интерес к СМП проявляет Индия, Сингапур, что способствует его развитию. Перспективы есть и для других стран, хотя здесь все зависит от геополитических факторов.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться