Танкеры на Северном морском пути
Россия была, есть и будет для Европы и Азии соседом и партнером. Об этом прямо говорит география: мимо северного побережья страны проходит маршрут общемировой важности. И ледовые условия на всем его протяжении не являются поводом отказываться от экономии при транспортировке на дальние расстояния.
Отдельное место в грузообороте Северного морского пути занимают такие суда как танкеры. У них насыщенная история и по-прежнему большое будущее – несмотря на оптимизм «зеленой» энергетики и перспективы альтернативных источников энергии.

Наливные грузы
В структуре не только российской, но всей и мировой экономики не первые годы особую роль играет топливо. В основе получения материалов, изделий и целых технологий лежит химическая реакция горения. Школьникам, студентам и взрослым интересно осознавать, что атомная станция – это технически сложный «кипятильник» со множеством технических условий.
Различные виды транспорта, тепловые электростанции, химические и некоторые другие типы заводов в качестве сырья используют нефть и газ. Достоинство этих веществ – их агрегатное состояние: жидкие субстанции в большом объеме проще хранить и перевозить.
Поэтому появление такого класса судов как танкер логично. Это – специальная плавучая конструкция, рассчитанная на безопасную транспортировку различных веществ:
- газообразные или жидкие (сжиженные);
- под значительным давлением или без него;
- горючие, химически активные и т.д.
В резервуарах наливной груз преодолевает тысячи километров между портами. А чтобы танкер прошел по Северному морскому пути не только вовремя, но и без повреждений, необходим ледокол.
Сложности навигации
СМП – это маршрут длиной «всего» 5600 километров. Начинается он в проливе Карские ворота (переход из Баренцева моря в Карское) и заканчивается в бухте Провидения (вскоре после выхода из Северного Ледовитого океана в Тихий океан).
Его ценность – заметная экономия времени и топлива на переход из Китая и стран Азии в Европу. Традиционный путь в Санкт-Петербург через Суэцкий канал – это около 23 тысяч км, а вдоль севера России – не больше 14 тысяч км.
Но «цена» навигации высока – здесь почти круглый год царят экстремальные погодные условия. Выглядит это так:
- низкие и особо низкие температуры: с учетом района маршрута воздух в любое время суток «нагрет» от 0…10 °С до -20…-30 °С;
- сильный и постоянный ветер: скорость движения воздуха достигает 15…20 м/сек летом и до 40…50 м/сек зимой;
- ледовое покрытие, плавающие глыбы льда: главная опасность этих вод, которая приводит к обмерзанию и остановке судна;
- сильный дефицит коммуникаций, портов, связи, технической помощи: ограниченность ресурсов моряков требует высокой квалификации;
- экологические риски: устранить разливы и загрязнения в таких обстоятельствах очень тяжело, а отсюда они будут влиять на всю Россию, поэтому ответственность требуется также экстремального уровня.
С началом зимы (после ухудшения ледовой обстановки) потребуются ледоколы. Россия обладает собственным флотом таких плавсредств. Каждый из них выполняет роль первооткрывателя: за ним по «проспекту» из поверхности без слоя льда передвигаются обычные суда.
Для моряков СМП начинается в Мурманске или во Владивостоке. В этих портах выполняют бункеровку, смену экипажа, навигационную и иную техническую подготовку. Ценой ошибки может стать жизнь, поэтому танкеры по Северному морскому пути обслуживают только профессионалы.
Успехи в судоходстве
В сентябре 2023 года вдоль российского берега прошли два судна с 2 миллионами баррелей нефти (около 272,8 тысяч тонн). Главная особенность этого рейса – отсутствие ледового класса. Так называют конструктивную готовность к судоходству в воде с дрейфующим льдом и даже со слоем льда на поверхности.
Разрешение на аналогичные проходы получали тогда и другие команды, навигация для каждой завершилась успешно. Эти новости стали открытием: по Северному морскому пути стало технически возможным прохождение обычных танкеров.
Российская добывающая отрасль активно использует нефте- и газовозы. От организации их работы зависит «большая» экономика – от достатка обычных работников и их семей до благополучия всего государства.
Количество танкеров в акватории Севморпути постоянно и неуклонно растет. Так, в 2024 году на регулярной основе эксплуатировалось не менее 24 бортов для наливных грузов. Правительство сообщает об успехах судоходства – рост заявок и выполненных проводок исчисляется сотнями.
Это значит, что рейсы коммерческого и национального значения выполнялись и выполняются в оговоренные сроки. В российской Арктике проводят даже туристические экскурсии – это показатель технологического роста и перспектив.


Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться