Северный морской путь и администрация Трампа

Северный морской путь и администрация Трампа

Развитие международной политики 7 января 2025 года приобрело неожиданно имперский и вполне «зимний» оттенок. Дональд Трамп сделал заявление о планах США присоединить Гренландию, причем с акцентом про выход на Северный морской путь.

Становиться американцы еще более «передовыми» будут посредством увеличения своей территории именно на этот «штат». Еще не являясь президентом, миллиардер открыто провозгласил чуть ли не имперский курс: к благополучию Америки и мира – через арктические просторы.

Северный морской путь и администрация Трампа

Озвученные планы

Суть заявления – необходимость стать частью США для неоправданно автономной Гренландии. И не имеет значения, что этот регион (десятки островов с уникальной акваторией) принадлежит Дании – президент рассматривает все варианты, вплоть до банальной покупки.

В этом заявлении смешано много точек зрения. Но в их основе – политические цели как коммерческая выгода: западные страны искали выгоду целыми десятилетиями. Интересно взглянуть на черты внешнеполитической деятельности американского государства – это перманентный поиск противника и усилия по его нейтрализации.

Причины достаточно просты:

  • Америка переживает не самые приятные времена, ее авторитет на международной арене далек от устойчивости и чистоты;
  • внутренние затруднения грозят обрушить экономику, которая балансирует при наличии колоссального долга (36 триллионов долларов на февраль 2025 года);
  • внешняя политика с трудом справляется с «угрозой со стороны России и Китая» (так утверждается на выступлениях и брифингах);
  • страна вовлечена в экономическое противостояние, которое уже трактуется как участие в боевых действиях (Украина стала полигоном и рынком сбыта);
  • необходим новый вектор качественного развития, который сбросит напряженность и позволит консолидироваться промышленности, политике и обществу.

Дональд Трамп еще до инаугурации таким вектором сделал Северный морской путь. Он открыто призвал Гренландию и Канаду войти в состав единого государства, что позволит сформировать «исторически логичное образование» (не цитата, но смысл слов политика).

А так как в американском обществе бал правят деньги, следует посмотреть на финансовую сторону вопроса.

Напряженность

Одна из ключевых статей расходов США – война. Мир буквально напичкан «точками присутствия» армии и флота, мобильными «средствами проецирования мощи». Это тянет на себя «не менее» 3-4% бюджета. А вот если сравнить с остальным миром – это примерно 40% от военных расходов всех стран планеты, вместе взятых.

Теперь эта машина нацелилась на арктические просторы. Здесь находятся гигантские запасы самого разного рода. Тут скрыто 25 из 34 видов полезных ископаемых:

  • топливо: нефть, газ, уголь – миллиарды кг и баррелей;
  • металлические руды: от обычных «черных» металлов до драгоценных и критически важных для экономики (литий, кобальт, медь и т.д.);
  • радиоактивные руды: ценный источник сырья и материалов;
  • минеральные руды, драгоценные камни: перспективы для химической отрасли.

В Арктике, считают ученые, находится еще больше. И пользуясь Гренландией, Дональд планирует начать экспансию на Север.

Но эти места давно стали для России домашним регионом. Общая протяженность берега – около 5800 километров, а «ширина» датского острова – менее 1500 км. Навигационные условия для российского флота – не самые приятные, но СМП поддерживается портами и ледоколами. Для датчан (им регион принадлежит политически) ситуация хуже:

  • акватория находится севернее, если сравнивать с российскими арктическими водами – это негативно отражается на судоходстве;
  • сложности с навигацией: насыщенность прибрежных участков отмелями, большое количество островов и течений, наличие ледового покрова.

С последним у западных стран развития почти нет. Арктическим флотом для круглогодичного судоходства обладает только Россия. Наши возможности – 41 ледокол (на 2024 год), западные – 7 единиц у США и 24 борта у Канады.

Особенности ситуации

Этот информационный вектор интересен как минимум следующими особенностями:

  • Дональд Трамп не давал обещания избежать применения военной силы для выхода к Северному морскому пути, что для датчан автоматически становится конфликтом;
  • движение в этом направлении американский президент видит экономическое: как статья плана по урегулированию разногласий по Украине и даже в качестве источника – для отчисления части доходов с «северной» навигации для восстановления;
  • американские и западные круги видят долю Арктики в российском бюджете (до 10% расходов в итоге идет «в сторону» СМП, выручка постоянно растет) и строят планы по своим выгодам;
  • география России – это сильная связь экономики с внутренними водными путями, которые сходятся на Севморпути, поэтому мощь нашей страны – препятствие для нового мирового конфликта.

Что бы ни задумал уже президент Трамп в отношении Северного морского пути, Россия получает на этих просторах конкурента. Причем с явными претензиями на арктическое господство, но технических мощностей у него пока маловато.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться