Виды судоходства на Северном морском пути
В логистике нет лишних решений. Все операции выверены технически и экономически, и это помогает развитию. И когда заходит речь о средствах и системах для организации перевозок с Дальнего Востока и стран Азии в западную часть России или в Европу, лучше Севморпути ничего не найти.
Посмотрим, почему именно водный вид транспорта стал решением для Северного морского пути. Дело даже не в отсылке к слову «море»: недорогие грузоперевозки из Владивостока в Мурманск через Берингов пролив уже сложно представить иначе.

Назначение Севморпути
Через Северный Ледовитый океан перевозят все больше грузов в импортно-экспортном и транзитном направлениях. Так, за весь 2024 год здесь прошло более 37,9 миллионов тонн различных грузов и товаров.
Но это достоинство только частично показывает потенциал СМП, есть и другие:
- транспортная магистраль: пройти от портов и населенных пунктов Дальнего Востока к европейской части России быстрее всего получится именно в этом направлении, это – наиболее короткий путь из Азии;
- постоянное снабжение: для населения и производств импорт и экспорт более доступен, если вести его по судоходным внутренним водным путям, которые по естественным причинам расположены «поперек» России (с севера на юг);
- добыча полезных ископаемых: в российском арктическом шельфе и на многочисленных островах скрыты колоссальные запасы важных ресурсов (нефть, уголь, газ и другое топливо, металлы, минералы), которые нужны экономике;
- сотрудничество: Россия помогает проходить сложные участки маршрута в Арктике всем желающим странам и коммерческим структурам, поддерживает экологические и туристические инициативы;
- национальная безопасность: защита населения и территории со всеми существующими удобствами и коммуникациями требует прикрытия со стороны Северного Ледовитого океана.
Последняя роль является перспективной для всей страны. Еще с советских десятилетий видна тенденция на постепенное потепление. Метеорологические наблюдения последних лет ее подтверждают:
- ускоряется таяние льдов;
- зимний период становится короче;
- навигационный период увеличивается.
Северное побережье Российской Федерации через какое-то время станет обжитым.
Завоз продуктов питания, строительных материалов, машин, оборудования и иных товаров, вывоз леса и иного сырья для переработки в других частях России ведется по графикам и на договорных условиях.
Задержки и срывы – это финансовые потери и потеря репутации. И требуется рациональная и легко прогнозируемая система для перемещения имущества и людей вдоль берегов и вглубь территории. А с учетом длины маршрута требуется снять воздействие хотя бы части факторов – сложная погода, сопротивление среды, дорогое топливо и т.д.
Виды транспорта
Не каждый вид транспорта подходит для Северного морского пути. Речь даже не о самом названии – а о применимости с учетом окружающей среды.
История развития Сибири и Дальнего Востока тесно связана с изучением территории, доставкой припасов и снаряжения, перевозкой людей и имущества, торговыми и промысловыми делами. По техническим причинам сравнительно быстро и надежно обеспечить все это в XVII-XIX веках получалось только с помощью водных транспортных средств:
- сухопутный и затем автомобильный – сильная зависимость от качества дорожного покрытия, от степени развития дорог, которых изначально вообще не было;
- железнодорожный – оснащение железной дороги требует колоссальных затрат, строительство веток ведется по хорошо изученной обжитой территории, а не по изучаемой;
- воздушный – для истории самолеты и вертолеты являются экзотикой, их применяют не так давно, они не имеют мощного транспортного потенциала;
- водный – паровой и атомный флот обладает достаточным потенциалом для тихого хождения от Кольского полуострова до Берингового пролива.
Импульс развитию российских просторов дало наличие рек, впадающих в Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское море, в море Лаптевых. Войти в наиболее широкие устья – дело времени и техники.
Возможность «заглянуть за угол» давно изученных земель на подвижном и доступном водном транспорте и позволила освоить новые территории. Сегодня ведется эксплуатация ряда портов, строятся новые коммуникации для перевалки:
- Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар (важные «ворота» страны со стороны Атлантического океана);
- Новый Порт, Сабетта и ряд портов по р. Обь;
- Дудинка и порты по р. Енисей;
- Диксон, Хатанга, Тикси, Певек (грузоперевозки по Восточно-Сибирскому и Чукотскому морям);
- Бухта Провидения, Анадырь, Петропавловск-Камчатский (восточные «ворота», выход в Тихий океан).
И хоть начиналось все это с желания найти и продать побольше пушнины, сегодня СМП соединяет целые континенты с экономией транзитного времени в недели и дни.
Вывод
Водный вид транспорта подходит для Северного морского пути наиболее оптимально. Он универсален, очень устойчив к погодным воздействиям и интересен низкой себестоимостью перевозки. Поэтому он и стал главным средством развития не только России, но ещё Азии, Европы и более дальних регионов.


Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться