Сквозной Северный морской путь
Севморпуть и развитие Арктики – первостепенные задачи России и национальный проект, анонсированный президентом. С 2024 года навигация по самой короткой водной дороге из Азии в Европу стала круглогодичной. Для этого наращивается объем строительства ледокольного, спасательного, вспомогательного флота. Совершенствуется инфраструктура.
Сейчас сложно представить, как исследователи могли прокладывать маршруты во льдах без атомоходов и спутниковых навигационных систем, без которых освоение и развитие современной российской Арктики было бы невозможно.
Первые попытки
Сквозное плавание по Северному морскому пути – это мечта многих мореплавателей. Попытки пройти по ледяной трассе за одну навигацию предпринимались, но заканчивались обычно зимовкой на судне, вмерзшем во льдах.
В 1878-79 годах А. Норденшельд, которому уже удавалось пройти из Атлантики по Карскому морю до Енисея, отправился в экспедицию. Целью было доказать, что коридор между Атлантическим и Тихим океанами существует. Для похода было выбрано китобойное парусное судно Вега, построенное из дуба, с толстой противоледовой обшивкой и 60-литровым паровым двигателем. На борту был двухлетний запас продуктов (список составлялся с учетом опыта предыдущих походов), топлива.
Корабль стартовал из норвежского Тромсе. Судно успешно прошло мыс Челюскина, ненадолго задержалось в водах моря Лаптевых из-за скопления льдов. В сентябре Вега и ее команда уже были на Колючинской губе, и в 120 милях от Берингова пролива.
Стояла солнечная погода и Норденшельд решил сделать остановку, чтобы изучить окрестности и познакомиться с местным населением. И это стало серьезной ошибкой. За три дня ледовая обстановка ухудшилась и судно застряло во льдах. Зимовка продлилась 8,5 месяцев. После триумфального возвращения Вега вернулась в китобойный флот и "прослужила" до 1903 года. Через 27 лет кораблю-первопроходцу в Стокгольме был установлен памятник.
Первый сквозной рейд
Первое сквозное плавание по Северному морскому пути и ряд важнейших для изучения Арктики открытий – заслуга Б.А. Вилькицкого. Гидрографическая экспедиция на ледокольных пароходах Вайгач и Таймыр прошла весь маршрут СМП с востока на запад.
Экипирована экспедиция, с учетом тех времен, была очень хорошо. На пароход был загружен даже самолет, а в команде был летчик. Предполагалось, что облет с воздуха поможет лучше оценить обстановку и найти обход через ледяные преграды.
Результатом похода стали:
- исследования подводных течений;
- открытие пролива, названного в честь Вилькицкого и острова;
- опись, уточнение координат островов архипелага Северная Земля; открытие архипелага в Ледовитом океане, признано одним из крупнейшим в 20 веке;
- сбор данных и внесение на карту 6 Медвежьих островов в устье Колымы;
- обследования горячих источников у с. Паратунаа;
- сбор коллекции образцов растений, животных, переданной в Зоологический музей Академии наук.
Поход проходил в сложнейших метеорологических условиях, с переменчивыми ветрами. Надежды на применение авиации не оправдались. В первый же полет легкий гидросамолет вышел из строя, не выдержав низких температур, шквального ветра.
Почти 9 месяцев Таймыр и Вайгач были зажаты ледяными глыбами, но все это время ученые не прекращали исследовательскую работу. Именно они собрали большой объем информации, скорректировали и уточнили координаты объектов на картах.
Раскрытие коммерческого потенциала
Сквозной проход по Северному морскому пути за одну навигацию доказал, что у этой трассы большие перспективы. Ранее магистраль, большая часть которой скрыта под толщей льда представляла научный интерес и не рассматривалась в качестве коридора для перевозки грузов – доставка, с учетом почти годовых зимовок, была слишком долгой и обходилась бы очень дорого.
Но экспедиция О. Шмидта изменила подход к освоению СМП и стала причиной открытия нового ведомства, на которое возлагали обязанности по исследованию акватории и обеспечению безопасного судоходства.
В июле 1932 года пароход А. Сибиряков вышел из Порта Архангельск. В конце августа Сибиряков добрался до Тикси и, взяв на буксир две баржи, дошел до устья Колымы. Вблизи Чаунской губы путешественникам пришлось бороться и с торосами, и с серьезной поломкой винта, превратившей корабль в баржу.
Невероятными усилиями Шмидта и команды Сибирякова удалось вывести на свободную воду в Беринговом проливе. Где путешественников уже ждал траулер, который отбуксировал корабль в порт Петропавловска и дальше, в Иокогаму для ремонта. Случилось это 1 октября того же 1932 года. Так впервые путь по СМП занял 2 месяца. И уже в декабре Совет народных комиссаров издал постановление об образовании Главного управления Севморпути.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться