Флот Северного морского пути

Флот Северного морского пути

Морской флот Северного морского пути призван выполнять как минимум две задачи: обеспечивать безопасное судоходство буквально среди толщи льда и гарантировать доставку ценных грузов. От последнего зависит порой немало жизней – в северных широтах РФ, у самых морей, проживают тысячи человек.

Флот Северного морского пути

Задачи флота Севморпути

Основа флота Северного морского пути – ледоколы. Условия транспортной навигации характеризуются почти круглогодичным наличием скоплений битого льда или сплошного ледового поля на большей части маршрута.

Несмотря на начало поисков коротких путей из Азии в Европу еще в конце XV века, арктическое транспортное сообщение и доставка грузов здесь начались только в начале 1930-х годов. Способствовало этому развитие технологий и начало строительства современных ледоколов и судов с ледовым усилением.

Морской флот Северного морского пути – уникальное образование, которое почти сразу с момента своего зарождения является инструментом выполнения следующих основных задач:

  • обеспечение ледовой проводки транспортных и прочих судов, следующих по Севморпути транзитом или в адрес замерзающих портов России;
  • обеспечение технической поддержки специального и общего назначения, которое требуется судовладельцам и портовым организациям в акватории СМП;
  • проведение спасательных операций любого рода (от доставки продовольствия и товаров первой необходимости до выведения судна в безопасные воды);
  • участие в научных рейсах и исследовательских экспедициях в широтах вплоть до Северного полюса;
  • участие в экологических акциях (включая мероприятия по развитию и реабилитации природы Крайнего Севера).

В последние годы развивается пассажирское и даже туристическое судоходство – когда по Севморпути перемещаются желающие увидеть природу российской Арктики.

Соразмерно целям и задачам в разные годы создавались и продолжают строиться суда ледокольные, грузовые, спасательные, научные и т.д. Все это и составляет морской флот Северного морского пути.

Развитие инфраструктуры СМП

В разные годы Севморпуть обеспечивал перевозки грузов в постепенно увеличивающемся масштабе, тут проходят сотни судов в год. Транспортное снабжение внутреннего и транзитного типа давало примерно такие цифры (объем за год приведен в тоннах):

  • 1933: 133;
  • 1963: 1264;
  • 1986: 6455;
  • 1996: 1800;
  • 2006: 1956;
  • 2016: 7265;
  • 2019: 30000;
  • 2023: 36524.

Последнее – абсолютный рекорд за все время эксплуатации этой части мирового океана. Сегодня даже действует регулярная контейнерная линия из Китая в РФ (Шанхай – Санкт-Петербург).

Обеспечение ледокольного флота Северного морского пути всегда базировалось на портах. В российской части акватории СМП сегодня функционирует примерно 50 грузовых пунктов перевалки и грузопассажирских терминалов, среди которых основные – Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Диксон, Дудинка, Тикси, Певек, Бухта Провидения.

Флот Северного морского пути нуждается в постоянном техническом обеспечении. Обеспечить его равно как и достаточные подъемно-транспортные мощности можно только централизованно. Поэтому ведется освоение ресурсов и бюджета – уже реализовываются планы модернизации как минимум 14 портов от порта Мурманска до порта Владивосток и Восточный.

Так, свой вклад в развитие Арктики принесут новые терминалы и порты:

  • «Бухта Север», под номинальную ежегодную загрузку в 26 млн тонн;
  • «Утренний», 21,5 млн тонн;
  • «Енисей», 4,5 млн тонн.

Для сравнения: порт Новороссийск (Россия) имеет грузооборот примерно в 120 миллионов тонн в год, но речь идет о создании новых причалов в северных широтах.

Атомные ледоколы как вершина эволюции флота СМП

Сегодня флот Северного морского пути официально венчает собой несколько атомных ледоколов:

  • «Ямал» (дата введения в строй – 1992 год) и «50 лет Победы» (2007): водоизмещение – 23 000 тонн, скорость – 20,3 узла (без льда на глади воды);
  • «Таймыр» (1989) и «Вайгач» (1990): водоизмещение – 21 000 тонн, скорость – 18,5 узла;
  • «Арктика» (2020), «Урал» и «Сибирь» (2022): водоизмещение – 33 540 тонн, скорость – 22,0 узла.

Они не являются последними – сегодня на верфях РФ строятся несколько новых судов. Наиболее масштабным среди них является будущий ледокол «Лидер»: с двумя энергетическими установками на борту, тепловой мощностью 175 мегаватт каждый (общая электрическая мощность – 72 МВт, или почти 98 тысяч лошадиных сил).

На январь 2024 года планировалось сразу четыре таких машины, их финансирование было одобрено в Правительстве РФ на уровне 127 миллиардов рублей. Значительные вложения – признак мощного развития: к 2035 году планируется введение их в строй как новой опоры арктических грузоперевозок. Что до менее грандиозных проектов – до 2035 года планируется ввести в строй порядка 150 новых судов ледокольного и грузового (транспортного) типа.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться