Ледоколы Северного морского пути

Ледоколы Северного морского пути

Ледоколы Северного морского пути – единственное техническое средство, способное обеспечить своевременный и безопасный проход через ледовые поля и проливы с многометровыми торосами.

Условия навигации в арктических водах далеки от приятных, поэтому и решение требуется соответствующее. Российские моряки поняли это много лет назад, в далеком 1932 году. С тех пор производственные возможности шагнули далеко вперед, и мы можем видеть на маршруте современные суда круглогодичной навигации, построенные уже в России.

Ледоколы Северного морского пути

Важность ледокольного флота

Ценность Севморпути как транспортного маршрута – в его качественно отличающейся длине. Сравним цифры:

  • маршрут «Владивосток – Суэцкий канал – Санкт-Петербург»: 24 000 км;
  • маршрут «Владивосток – Северный морской путь – Санкт-Петербург»: 14 000 км.

Экономия выражается в десятках дней и сотнях тонн ценного топлива. Но пройти путь от Берингова пролива до Мурманска или хотя бы Карских ворот не так просто. Для Северного морского пути ледоколы – естественный вариант развития флота.

Здесь на протяжении почти всего года преобладают особо сложные, если не экстремальные условия судоходства:

  • навигационный период: с июля по сентябрь-октябрь;
  • температура окружающей среды: разнится в течение года, среднее значение – в интервале от -50 °С до +2 °С (днем в летнее время бывает и выше);
  • скорость ветра: постоянный, часто переходящий в штормовые порывы, ветер со скоростью до 20-30 м/сек;
  • высота волны: в зависимости от моря или пролива судно может преодолевать волну высотой от 1…2 м (повторяемость до 15%) до 9…11 м (штормовые условия в Баренцевом море);
  • ледовое покрытие: до 10-11 месяцев в году, в проливах может быть постоянным, большое количество дрейфующего льда, торосов толщиной до 7-8 м.

Последнее наиболее губительно для судна, если его корпус не оснащен дополнительной «броней» из прочной стали, а конструкция не усилена и не дополнена устройствами для повышения живучести.

История ледоколов Севморпути

Особую мощь представляет собой ледокол – самоходное автономное судно, рассчитанное на целый комплекс операций:

  • поддержание непрерывного движения грузовых судов через ледовые поля;
  • пробивание перемычек и торосов, преграждающих путь каравану;
  • буксировка судна (судов), которые в этом остро нуждаются;
  • организация и проведение спасательных операций на любой дальности.

Ключевая особенность судна – наличие мощной энергетической установки в особо прочном корпусе, отличающегося специальной геометрией. Работа этого плавсредства состоит не в маневрировании, а в проламывании толщи льда собственной массой, которая наваливается на кромку специально скошенным носом корпуса.

Ледоколы Северного морского пути начали развиваться как класс судов практически сразу после появления паровой тяги – первое такое судно появилось еще в 1837 году в США. Для России, около 18% территории которой находится в северных широтах, такие плавсредства просто необходимы.

Их краткая история выглядит так:

  • 1898: введение в строй первого российского ледокола «Ермак» (Англия);
  • 1909: первые российские ледоколы «Таймыр» и «Вайгач»;
  • 1932: первая успешная навигация Северного морского пути, ледокол Александр Сибиряков;
  • 1935: первая успешная проводка грузовых судов с лесом;
  • 1939: первая успешная двойная навигация (туда и обратно), «И. Сталин»;
  • 1959: первенец атомного флота, «Ленин»;
  • 1977: достижение Северного полюса на ходу, «Арктика»;
  • 1987: Севморпуть обслуживают 17 ледоколов (включая 8 атомных);
  • 1991: открытие СМП для международного плавания;
  • 2009: первые коммерческие рейсы из других стран;
  • 2013: строительство двухреакторного судна, новая «Арктика».

Строятся новые машины, модернизируются действующие – ледокольный флот РФ постоянно развивается.

Современное состояние и перспективы

По состоянию на 2011 год Северный морской путь обслуживало 39 дизельных и 5 атомных ледоколов. Постепенно флот обновляется и пополняется.

Продолжительность создания одного судна снижается – с 8-10 лет при СССР до 5-6 лет сейчас. Не стоять на месте – основная идея ледокольного флота России.

С 2020 года реализуется комплексная инновационная стратегия развития, в основе которой лежит строительство новых машин и создание новых проектов (включая атомные). Вот основные вехи развития новых разработок:

  • создан и реализуется план поэтапного увеличения флота СМП;
  • выделяются средства – до 2035 года на строительство ледокольных судов планируется израсходовать не менее 1,8 триллиона рублей;
  • ведется строительство машин «Якутия», «Чукотка», «Ленинград» (пр. 22220);
  • атомный ледокол «Лидер» (базовая стоимость – 127 миллиардов рублей) – наиболее тяжелый и крупный проект подобного типа судов.

К 2035 году планируется ощутимо пополнить список ледоколов Северного морского пути – и это принесет значительный вклад в развитие экономики России.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться