Атомные ледоколы на Севморпути
Северный морской путь является коротким судоходным морским маршрутом для транспортировки грузов между Европой и восточными регионами. Этот маршрут на 9-11 тыс. км короче, чем через Индийский океан и Суэцкий канал. Но из-за суровых погодных условий, короткой навигации и необходимости иметь определенный ледовый класс судов, по большей части он используется Россией, в то время как международные перевозки пока проводятся в рамках пилотных проектов.
Постоянное использование Севморпути началось в 1959 году, с появлением первого атомного ледокола “Ленин”, ядерная силовая паропроизводительная установка которого имела три реактора. Но после аварии в 1967 году их заменили на два реактора ОК-90. Значение этого ледокола для развития атомфлота трудно переоценить. Только за первые 6 лет работы в арктических широтах он прошел более 82 000 миль и провел свыше 400 судов. За все время службы корабль прошел 654 тыс.мили. В 1989 году “Ленин” встал на вечную стоянку в г. Мурманске, является памятником культурного наследия и превращен в музей.
Что такое ледоколы: общие сведения
Атомные ледоколы – это уникальные суда. Благодаря атомным реакторам им не нужна дозаправка в течение нескольких лет. Они предназначены для прокладывания пути сквозь ледовые торосы контейнеровозам, балкерам и другим транспортным судам. А ледокол “Арктика” в 1977 году впервые в мировой истории достиг Северного полюса.
Со времен Советского Союза и по настоящее время в России построено 12 атомоходов, пять из которых уже отслужили свой срок и выведены из рабочего состава. Это:
- “Ленин”
- “Арктика”
- “Сибирь”
- “Россия”
- “Советский Союз”
Сейчас на балансе северного морского пароходства и ФГУП “Атомфлот”, который управляет атомным ледокольным флотом находятся семь атомоходов:
- Мелкопосадочный ледокол “Таймыр”. Может проламывать лед до 1,8 м. Способен заходить в устья рек, не боится мелководья. Спущен на воду 30 июня 1989 года.
- “Вайгач” - такого же класса, как и “Таймыр”. Принят на баланс 25 июля 1990 г.
- Лихтеровоз “Севморпуть” - спущен со стапелей 31 января 1988 года. Это единственный в мире атомный лихтеровоз - контейнеровоз, способный перевозить грузы как в теплых морях, так и в условиях Арктики. Самостоятельно может проложить себе путь во льдах толщиной до 1 метра.
- “Ямал” - принят на баланс 27 октября 1992 г. Относится к классу Арктика, то есть его проходимость во льдах до 2,2 метра. Активно используется на туристическом маршруте до Северного полюса.
- “Арктика” - спущен на воду 21 октября 2020 года. Это ледокол класса ЛК-60Я. Отличительной особенностью кораблей этого класса является два уровня осадки, которые меняются благодаря изменению баластной системы. Это позволяет атомоходу заходить в устья полярных рек и в мелководные порты, а также проходить по сложным участкам СМП.
- “Сибирь” - ледокол класса ЛК-60Я. Введен в эксплуатацию 25 января 2022 года. Двухосадочный атомоход, способный проламывать толщину льда до 2,8 метров при глубокой осадке, а при мелкой передвигаться по мелководью.
- “Урал” - третий по счету корабль, построенный по проекту 22220. Благодаря двухуровневой осадке объединяет сразу два ледокольных класса “Арктика” и “Таймыр”
В процессе строительства находятся еще четыре судна. Это “Якутия”, “Чукотка”, “Россия” и “Ленинград”.
Главные функции
Севморпуть – это единственный в мире ледокольный транспортный коридор, который располагается в пределах российских территориальных вод и в экономической зоне России. Поэтому его можно применять для экспорта продукции в другие страны, включая Европу. Для проводки караванов судов используются атомные ледоколы.
Функции атомоходов:
- Обеспечение безопасного прохода для коммерческих и научных судов по Северному морскому пути. Ледокол пробивает лед и создает транспортные маршруты.
- Транспортировка грузов. Судно выполняет задачи по транспортировке различных грузов — как местных, так и международных.
- Атомоходы используются в научных экспедициях, исследованиях в области экологии, метеорологии и климатологии.
- Аварийно-спасательные операции. Могут выполнять функции поисково-спасательных операций для оказания помощи другим судам, попавшим в сложные ледовые условия или оказавшимся в бедственном положении.
- Развитие арктической инфраструктуры. Возможность доставки грузов создает условия для строительства новых портов, баз и других объектов для поддержки арктической деятельности.
- Экологический мониторинг. Участвуют в программах мониторинга состояния экосистемы Арктики, в том числе влияния изменения климата на ледяной покров, уровень моря и морские биомы.
- Создание условий для судоходства. Обеспечивают круглогодичное судоходство по Севморпути.
Значение развития атомного ледокольного флота для Севморпути огромное. Благодаря возможностям современных ледоколов обеспечивается достойный уровень жизни населения северных регионов, а также безопасность перевозки грузов в суровых условиях арктических морей.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться