Атомные ледоколы на Севморпути

Атомные ледоколы на Севморпути

Северный морской путь является коротким судоходным морским маршрутом для транспортировки грузов между Европой и восточными регионами. Этот маршрут на 9-11 тыс. км короче, чем через Индийский океан и Суэцкий канал. Но из-за суровых погодных условий, короткой навигации и необходимости иметь определенный ледовый класс судов, по большей части он используется Россией, в то время как международные перевозки пока проводятся в рамках пилотных проектов.

Постоянное использование Севморпути началось в 1959 году, с появлением первого атомного ледокола “Ленин”, ядерная силовая паропроизводительная установка которого имела три реактора. Но после аварии в 1967 году их заменили на два реактора ОК-90. Значение этого ледокола для развития атомфлота трудно переоценить. Только за первые 6 лет работы в арктических широтах он прошел более 82 000 миль и провел свыше 400 судов. За все время службы корабль прошел 654 тыс.мили. В 1989 году “Ленин” встал на вечную стоянку в г. Мурманске, является памятником культурного наследия и превращен в музей.

Атомные ледоколы на Севморпути

Что такое ледоколы: общие сведения

Атомные ледоколы – это уникальные суда. Благодаря атомным реакторам им не нужна дозаправка в течение нескольких лет. Они предназначены для прокладывания пути сквозь ледовые торосы контейнеровозам, балкерам и другим транспортным судам. А ледокол “Арктика” в 1977 году впервые в мировой истории достиг Северного полюса.

Со времен Советского Союза и по настоящее время в России построено 12 атомоходов, пять из которых уже отслужили свой срок и выведены из рабочего состава. Это:

  1. “Ленин”
  2. “Арктика”
  3. “Сибирь”
  4. “Россия”
  5. “Советский Союз” 

Сейчас на балансе северного морского пароходства и ФГУП “Атомфлот”, который управляет атомным ледокольным флотом находятся семь атомоходов:

  1. Мелкопосадочный ледокол “Таймыр”. Может проламывать лед до 1,8 м. Способен заходить в устья рек, не боится мелководья. Спущен на воду 30 июня 1989 года.
  2. “Вайгач” - такого же класса, как и “Таймыр”. Принят на баланс 25 июля 1990 г.
  3. Лихтеровоз “Севморпуть” - спущен со стапелей 31 января 1988 года. Это единственный в мире атомный лихтеровоз - контейнеровоз, способный перевозить грузы как в теплых морях, так и в условиях Арктики. Самостоятельно может проложить себе путь во льдах толщиной до 1 метра.
  4. “Ямал” - принят на баланс 27 октября 1992 г. Относится к классу Арктика, то есть его проходимость во льдах до 2,2 метра. Активно используется на туристическом маршруте до Северного полюса.
  5. “Арктика” - спущен на воду 21 октября 2020 года. Это ледокол класса ЛК-60Я. Отличительной особенностью кораблей этого класса является два уровня осадки, которые меняются благодаря изменению баластной системы. Это позволяет атомоходу заходить в устья полярных рек и в мелководные порты, а также проходить по сложным участкам СМП.
  6. “Сибирь” - ледокол класса ЛК-60Я. Введен в эксплуатацию 25 января 2022 года. Двухосадочный атомоход, способный проламывать толщину льда до 2,8 метров при глубокой осадке, а при мелкой передвигаться по мелководью.
  7. “Урал” - третий по счету корабль, построенный по проекту 22220. Благодаря двухуровневой осадке объединяет сразу два ледокольных класса “Арктика” и “Таймыр”

В процессе строительства находятся еще четыре судна. Это “Якутия”, “Чукотка”, “Россия” и “Ленинград”.

Главные функции

Севморпуть – это единственный в мире ледокольный транспортный коридор, который располагается в пределах российских территориальных вод и в экономической зоне России. Поэтому его можно применять для экспорта продукции в другие страны, включая Европу. Для проводки караванов судов используются атомные ледоколы.

Функции атомоходов:

  1. Обеспечение безопасного прохода для коммерческих и научных судов по Северному морскому пути. Ледокол пробивает лед и создает транспортные маршруты.
  2. Транспортировка грузов. Судно выполняет задачи по транспортировке различных грузов — как местных, так и международных.
  3. Атомоходы используются в научных экспедициях, исследованиях в области экологии, метеорологии и климатологии.
  4. Аварийно-спасательные операции. Могут выполнять функции поисково-спасательных операций для оказания помощи другим судам, попавшим в сложные ледовые условия или оказавшимся в бедственном положении.
  5. Развитие арктической инфраструктуры. Возможность доставки грузов создает условия для строительства новых портов, баз и других объектов для поддержки арктической деятельности.
  6. Экологический мониторинг. Участвуют в программах мониторинга состояния экосистемы Арктики, в том числе влияния изменения климата на ледяной покров, уровень моря и морские биомы.
  7. Создание условий для судоходства. Обеспечивают круглогодичное судоходство по Севморпути.

Значение развития атомного ледокольного флота для Севморпути огромное. Благодаря возможностям современных ледоколов обеспечивается достойный уровень жизни населения северных регионов, а также безопасность перевозки грузов в суровых условиях арктических морей.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться