Порты Северного морского пути

Порты Северного морского пути

Север России богат залежами полезных ископаемых, поэтому является важным для стратегического развития страны. 26 октября 2020 г. президент РФ Владимир Путин утвердил стратегический план по развитию российской Арктики до 2035 года. В этом плане немаловажную роль играют порты Северного морского пути (СМП), через которые осуществляется доставка и ресурсов, добытых в арктических месторождениях, и поставка необходимого оборудования, продуктов и товаров народного потребления для развития населенных пунктов Крайнего Севера. Именно морские перевозки по Северному морскому пути дают возможность развивать регионы и максимально эффективно использовать их стратегическое назначение.

Порты Северного морского пути

Начало и конец важного торгового маршрута

История освоения СМП началась еще в начале 16 века. Именно тогда первые исследователи стали искать безопасный путь из Европы на восток Азии через Ледовитый океан, а поморы — регулярно совершать путешествия из Белого моря в Обскую дугу. Позднее поездки в этом направлении были приостановлены из-за больших потерь судов и людей. Рост технологий привел к появлению морского транспорта, способного свободно перемещаться по арктическим водам хотя бы в период летней навигации. Морские перевозки по Северному морскому пути стали возобновлять в 18 веке, и только в начале 20-го века мореплавателям удалось пройти весь маршрут за одну навигацию.

Как известно, у каждого маршрута есть две конечные точки, поэтому трудно найти однозначный ответ на вопрос, из какого порта начинается Северный морской путь. Если за начало отсчета взять европейскую часть страны и идти на запад, то первым будем Мурманск. Именно его чаще всего называют начальной точкой маршрута. В таком случае на вопрос, какой порт СМП является конечным, тоже легко ответить – это Владивосток. Но все может измениться, если рассматривать движение с востока на запад. Ведь некоторые жители России упорно считают, что начальной точкой является Владивосток, в этом случае конечным портом становится Мурманск. Что ж, такое мнение тоже имеет право на существование.

Важные вехи маршрута

В одной статье невозможно перечислить, какие порты соединяет Северный морской путь. Ведь маршрут проходит по нескольким морям Северного Ледовитого океана: Белому, Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому. Длина Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет 5600 км, но эти пункты нельзя считать конечными точками маршрута. СМП объединяет более 70 портов и перевалочных баз. Самыми значимыми являются:

  • Мурманск — крупный город с развитой добывающей и перерабатывающей промышленностью, соединенный с центром России железной дорогой и автомобильной трассой, его считают основным портом СМП;
  • Архангельск — один из старейших городов России с большим населением и огромным количеством промышленных предприятий, он так же может претендовать на роль главной точки торгового маршрута;
  • Игарка — небольшой городок, который находится на живописных берегах Енисейского залива, порт которого используется как перевалочная база для доставки грузов на нефтяные месторождения Сибири;
  • Дудинка и Диксон — еще два важных порта на Енисее, которые используются для обеспечения военных объектов, арктических экспедиций и местных жителей всем необходимым;
  • Певек — самый северный город России, он является центром, который обеспечивает нужды расположенных в районе золоторудных месторождений;
  • Сабетта — новый порт на западном берегу Обской губы, используемый для перевозки сжиженного газа, добытого российской компанией «Ямал СПГ» в расположенных рядом месторождениях, работы по его строительству еще полностью не закончены. Вокруг Сабетты создают современный населенный пункт с развитой инфраструктурой;
  • Петропавловск-Камчатский – промышленный центр знаменитого полуострова Камчатки;
  • Владивосток – гордость России, город с развитой промышленностью и инфраструктурой, который можно смело называть дальневосточной столицей.

Остальные транзитные порты СМП тоже имеют немаловажное значение. Ведь морские перевозки по Северному Морскому пути являются транспортными нитями, соединяющими удаленные арктические регионы с центральными и восточными частями России.

Важность арктического торгового коридора

Кроме того, что СМП соединяет северные населенные пункты России, он является одним из важнейших в мире международных маршрутов. По нему отправляют грузы с севера Европы в Китай и обратно. Благодаря тому, что Северный ледовитый океан намного больше, чем узкие каналы, соединяющие Индийский океан со Средиземноморьем, по СМП курсирует множество судов. Глубина дна позволяет использовать морские транспортные средства с большой осадкой, загружая их полностью, без риска посадить судно на мель.

Логистика по северному морскому пути осложняется сложными погодными условиями. Воды, окружающие большинство портов зимой, покрываются льдом. По этой причине в зимний период невозможно использование обычных плавсредств. Однако современные ледоколы и суда с высоким ледовым классом могут бороздить моря даже в самых суровых условиях. 

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Остались вопросы?

Заполните форму, специалист подробно проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное