Экономика Северного морского пути

Экономика Северного морского пути

Экономика Северного морского пути включает в себя не только затраты на топливо для судов и прочие расходные статьи. Это еще средства на постройку новых судов со специальными возможностями, строительство и поддержание жизнедеятельности портов, техническое обеспечение непосредственного движения судов по акватории маршрута. Эта статья – об основных моментах экономики Северного морского пути.

Экономика Северного морского пути

Ценность и сложности арктической навигации

Навигация в арктических водах (такими можно считать все моря, которые находятся севернее побережья России) интересна крайне высокой сложностью. Особых проблем с глубиной и рельефом берега не возникает, главная сложность – в климатических, сезонных ветро-волновых и ледовых условиях.

С конца XV века погибли тысячи людей – исследователи и ученые, купцы, рыбаки, воины и более простые категории населения. Все они искали более короткий путь из Европы к странам Азии (и наоборот) либо пытались искать для себя лучшей судьбы. Инфраструктуры здесь никакой не было.

Ценность этих морей стала понятна почти сразу: транспортные маршруты в транзите и для внутренних потребностей России, добыча невероятно насыщенных запасов полезных ископаемых, даже рыбный промысел и охота.

Основа всего этого – судоходство, которое с 1932 года прокладывается все более масштабно. Маршруты пролегают по таким частям Северного Ледовитого океана как Баренцево, Печорское, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. СМП даже затрагивает северо-восточную зону Атлантического океана.

Сложность арктического судоходства подчеркивается следующими датами:

  • первый выход человека на орбиту Земли – 1961 год;
  • первый успешный (самостоятельный) рейс судна на Северный полюс – 1977 год.

Достичь ледовой вершины планеты оказалось технически и экономически сложнее, чем выйти в космос. Объем российских инвестиций в СМП по планам 2019 года составлял примерно 160 миллиардов рублей – для формирования и усиления так называемых точек роста.

Международными эти воды стали только в 1991 году. Тогда стала ощутимо чувствоваться возможность внешней коммерческой подпитки ледокольного судоходства. А вместе с транспортной ролью СМП появилась и геополитическая составляющая (безопасность существования) – поэтому российское присутствие в этом регионе приобрело новый особый смысл.

Финансовые потоки Севморпути

Экономика Северного морского пути изначально практически полностью финансировалась Правительством России. Только в последние годы эти усилия начинают постепенно приносить плоды: растет доля транзитных грузоперевозок, появляется все больше запросов на ледовую проводку от самых разных стран.

Только за 2023 год объем перевезенного груза составил 36,524 миллионов килограмм (36 524 тонн), в которых транзит занимает долю в 2,127 млн кг. За эту работу российские специалисты принимают оплату от иностранных компаний и правительств вполне заслуженно и справедливо.

Есть еще один аспект: в последние годы появился также «частный» ледокольный флот. Он принадлежит добывающей компании «Норильский Никель» и обеспечивает решение транспортных задач в отношении руды, концентратов ценных металлов и другой продукции. Объемы перевозок – десятки тысяч тонн, что является важной частью экономики Северного морского пути.

Для развития этой ситуации строятся суда по различным проектам. В основном это выполняется на российских верфях, но существуют заказы и для азиатских исполнителей. Это поможет качественно увеличить объемы транзита и каботажа в этих водах, поэтому свою участь принимает и государство.

Инвестиции за 5 лет составляют примерно 900 миллионов рублей, причем из бюджета поступает «только» 300 млн – прочее берут на себя частные инвесторы.

С акваторией Арктики связаны десятки портов, которые обеспечивают ежегодную перевалку миллионов тонн полезных ископаемых, металлов и металлоконструкций, строительных материалов и многого другого. В экономике страны, располагающейся на берегах вод Северного морского пути, также есть и другие важные статьи, к примеру:

  • разработка новых арктических месторождений полезных ископаемых: нефть, газ, уголь, руды металлов и неметаллических материалов являются весомой частью экономики региона и страны в целом;
  • аварийно-спасательные, научные и экологические экспедиции – это труд и время сотен людей, которых почти всегда сопровождают ледоколы «Росморречфлота»;
  • поддержание работоспособности и развитие сети станций наблюдения за погодными явлениями, которые качественно помогают всем мероприятиям, которые проводятся в русской Арктике.

Некоторый объем занимают мероприятия, связанные с национальной безопасностью России – от патрулирования водного и воздушного пространств до строительства военных баз.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться