Флот Северного морского пути
Морской флот Северного морского пути призван выполнять как минимум две задачи: обеспечивать безопасное судоходство буквально среди толщи льда и гарантировать доставку ценных грузов. От последнего зависит порой немало жизней – в северных широтах РФ, у самых морей, проживают тысячи человек.
Задачи флота Севморпути
Основа флота Северного морского пути – ледоколы. Условия транспортной навигации характеризуются почти круглогодичным наличием скоплений битого льда или сплошного ледового поля на большей части маршрута.
Несмотря на начало поисков коротких путей из Азии в Европу еще в конце XV века, арктическое транспортное сообщение и доставка грузов здесь начались только в начале 1930-х годов. Способствовало этому развитие технологий и начало строительства современных ледоколов и судов с ледовым усилением.
Морской флот Северного морского пути – уникальное образование, которое почти сразу с момента своего зарождения является инструментом выполнения следующих основных задач:
- обеспечение ледовой проводки транспортных и прочих судов, следующих по Севморпути транзитом или в адрес замерзающих портов России;
- обеспечение технической поддержки специального и общего назначения, которое требуется судовладельцам и портовым организациям в акватории СМП;
- проведение спасательных операций любого рода (от доставки продовольствия и товаров первой необходимости до выведения судна в безопасные воды);
- участие в научных рейсах и исследовательских экспедициях в широтах вплоть до Северного полюса;
- участие в экологических акциях (включая мероприятия по развитию и реабилитации природы Крайнего Севера).
В последние годы развивается пассажирское и даже туристическое судоходство – когда по Севморпути перемещаются желающие увидеть природу российской Арктики.
Соразмерно целям и задачам в разные годы создавались и продолжают строиться суда ледокольные, грузовые, спасательные, научные и т.д. Все это и составляет морской флот Северного морского пути.
Развитие инфраструктуры СМП
В разные годы Севморпуть обеспечивал перевозки грузов в постепенно увеличивающемся масштабе, тут проходят сотни судов в год. Транспортное снабжение внутреннего и транзитного типа давало примерно такие цифры (объем за год приведен в тоннах):
- 1933: 133;
- 1963: 1264;
- 1986: 6455;
- 1996: 1800;
- 2006: 1956;
- 2016: 7265;
- 2019: 30000;
- 2023: 36524.
Последнее – абсолютный рекорд за все время эксплуатации этой части мирового океана. Сегодня даже действует регулярная контейнерная линия из Китая в РФ (Шанхай – Санкт-Петербург).
Обеспечение ледокольного флота Северного морского пути всегда базировалось на портах. В российской части акватории СМП сегодня функционирует примерно 50 грузовых пунктов перевалки и грузопассажирских терминалов, среди которых основные – Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Диксон, Дудинка, Тикси, Певек, Бухта Провидения.
Флот Северного морского пути нуждается в постоянном техническом обеспечении. Обеспечить его равно как и достаточные подъемно-транспортные мощности можно только централизованно. Поэтому ведется освоение ресурсов и бюджета – уже реализовываются планы модернизации как минимум 14 портов от порта Мурманска до порта Владивосток и Восточный.
Так, свой вклад в развитие Арктики принесут новые терминалы и порты:
- «Бухта Север», под номинальную ежегодную загрузку в 26 млн тонн;
- «Утренний», 21,5 млн тонн;
- «Енисей», 4,5 млн тонн.
Для сравнения: порт Новороссийск (Россия) имеет грузооборот примерно в 120 миллионов тонн в год, но речь идет о создании новых причалов в северных широтах.
Атомные ледоколы как вершина эволюции флота СМП
Сегодня флот Северного морского пути официально венчает собой несколько атомных ледоколов:
- «Ямал» (дата введения в строй – 1992 год) и «50 лет Победы» (2007): водоизмещение – 23 000 тонн, скорость – 20,3 узла (без льда на глади воды);
- «Таймыр» (1989) и «Вайгач» (1990): водоизмещение – 21 000 тонн, скорость – 18,5 узла;
- «Арктика» (2020), «Урал» и «Сибирь» (2022): водоизмещение – 33 540 тонн, скорость – 22,0 узла.
Они не являются последними – сегодня на верфях РФ строятся несколько новых судов. Наиболее масштабным среди них является будущий ледокол «Лидер»: с двумя энергетическими установками на борту, тепловой мощностью 175 мегаватт каждый (общая электрическая мощность – 72 МВт, или почти 98 тысяч лошадиных сил).
На январь 2024 года планировалось сразу четыре таких машины, их финансирование было одобрено в Правительстве РФ на уровне 127 миллиардов рублей. Значительные вложения – признак мощного развития: к 2035 году планируется введение их в строй как новой опоры арктических грузоперевозок. Что до менее грандиозных проектов – до 2035 года планируется ввести в строй порядка 150 новых судов ледокольного и грузового (транспортного) типа.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться