Грузооборот Северного морского пути

Грузооборот Северного морского пути

Северный морской путь (СМП) соединяет три океана, но основной маршрут проходит по самому «суровому» – Северному Ледовитому. Используется этот транспортный коридор для перевозки грузов из Европы на Дальний Восток и в обратном направлении. Грузооборот Северного морского пути растет с каждым годом, и объем перевозок будет только увеличиваться, так как правительством РФ принят план развития арктических областей и СМП.

Грузооборот Северного морского пути

Немного истории

Первые попытки освоить морской маршрут по арктическим морям заканчивались неудачно или даже трагически. Однако желающие найти дополнительный путь в Азию не останавливались. Дело в том, что Испания и Португалия монополизировали права прохождения судов по маршрутам с огибанием Африки и через Магелланов пролив, и брали с судов других стран деньги по прохождение. Естественно другие морские державы были недовольны, но и ресурсов, чтобы потеснить монополистов у них не было. Поэтому мореплаватели искали новые маршруты, в том числе и через Арктику. Но продвинуться дальше Новой Земли не удавалось.

Дальше всех удалось продвинуться российским мореплавателям:

  • к концу XVI века они смогли добраться до устья реки Оби;
  • в XVII – русские корабли ходили до Енисея;
  • почти полноценным СМП стал к концу XIX века, но период навигации был очень коротким;
  • в 1932 с изобретением ледокола удалось пройти весь маршрут до конца без длительных стоянок.

Большую роль СМП сыграл во время Великой отечественной, через северные порты осуществлялась доставка энергоресурсов, лесоматериалов и прочих необходимых товаров. За 4 года войны по арктическому коридору было доставлено около 4 миллионов тонн грузов.

В послевоенные годы СМП продолжали использовать, но наибольшее развитие он получил в 70-80 годы, когда советский флот пополнился мощными ледоколами. С 1978 года курсирование судов от Мурманска до порта Дудинка стало регулярным. Суда двигались караваном за флагманами-ледоколами.

Современность

В современной России принят курс на дальнейшее развитие СМП. Этот маршрут приобретает особое значение в связи с санкционной политикой ряда стран.

За последние годы грузопоток стабильно увеличивается, так объем перевозок через Северный морской путь грузооборот в 2022 году составил 33,9 млн. тонн, в 2023 – 36 млн. тонн. И еще больший рост ожидается в 2024 году, планируется, что по арктическому маршруту пройдет 72, а по некоторым прогнозам даже 90 млн. тонн груза.

Увеличение грузооборота через Северный морской путь является одной из приоритетных задач нашей страны. Планируется сделать арктический коридор ключевой магистралью для доставки товаров.

На данный момент уже можно сказать, что Севморпуть – это основной маршрут доставки СПГ, нефтепродуктов и другой продукции. Поэтому перед госкорпорацией «Росатом» поставлена задача активного развития ледокольного флота.

К 2035 году планируется спустить на воду более девяти десятков судов высокого арктического класса. Чтобы перевозить грузы необходимы крупнотоннажные суда, причем специально сконструированные для прохождения по арктическим водам.

На данный момент стоит острая необходимость увеличить количество судов, способных перевозить нефтепродукты и СПГ. Первые танкеры уже отправлены из Санкт-Петербурга в Китай по СМП. А с введением в строй терминала СПГ в Усть-Луге, количество танкеров нужно будет увеличить минимум до 20. Помимо строительства новых судов, потребуется активно развивать портовую инфраструктуру в портах по маршруту следования.

Основная сложность используемого маршрута – климатические условия, так как для прохождения судов требуются ледоколы. Сейчас принято решение отказаться от проводки судов караванами. Теперь акватория условна разбита на участки, на которых, как челноки ходят мощные ледоколы, обеспечивая «чистую воду» проходящим судам и фактически создавая в акватории круглогодично незамерзающий канал.

План развития СМП – это большая и комплексная задача, решение которой позволит существенно нарастить объем грузоперевозок и обеспечить безопасное прохождение судов.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться