Интересные факты о Северном морском пути
Интересных фактов о Северном морском пути существует великое множество. Маршрут, который десятилетиями прокладывали от европейских и северных русских портов через арктические воды к Тихому океану и Владивостоку, не может быть скучным и тусклым.
Сегодня он соединяет Азию и Европу одной более короткой линией:
- Владивосток – Суэцкий канал – Санкт-Петербург: более 23000 км;
- Владивосток – Севморпуть – Санкт-Петербург: примерно 14800 км.
Проложить транспортную магистраль через моря, запруженные ледовыми глыбами, было непросто. Маршрут обладает уникальной инфраструктурой, заслуживающей особого внимания.
Ценность транзитного маршрута в русской Арктике
Роль Северного морского пути как маршрута движения через всю Арктику и по отдельным ее морям подчеркивается всего парой цифр:
- глубина важности экономия по дальности перевозки и транзитному времени между одними и теми же портами в Азии и России или Европе составляет до 55-57%, что в переводе на стоимость только топлива означает огромные деньги;
- площадь арктических владений России – около 4,8 миллионов км2, что составляет примерно четверть всей площади страны на 2024 год.
Северный морской путь стал перспективен задолго до эры СССР и первых пятилеток. Веками предпринимались попытки найти короткий маршрут из европейских портов к легендарной Мангазеи (город, основанный в 1601 году специально для торговли пушниной) и в Тихий океан.
Сегодня этот путь показывает себя с эффективной стороны не первый год. Здесь ежегодно перевозятся миллионы тонн ценных грузов, сюда уже едут туристы, тут добывают все новые типы и объемы полезных ископаемых.
Интересное о Северном морском пути
Десятки ученых, исследователей, мореплавателей, воинов и даже казаков приложили руку к началу арктического века нашей страны. А с 2020 года стартовала новая стратегия Правительства Российской Федерации об инновационном развитии Севморпути: специальный документ, целое Управление, сотни миллиардов рублей на усиление судоходного маршрута.
Привести к постоянной эксплуатации не только транспортный маршрут, но и целый регион оказалось нелегко. О Северном морском пути полезно знать следующие интересные факты:
- первые исследователи и землепроходцы были в основном безграмотными людьми, но это не мешало им храбро продвигаться по сибирским просторам до самой Чукотки километр за километром;
- мы привыкли, что сегодня по СМП грузовые караваны водят атомные ледоколы, но издревле по окраинами этих просторов ходили на весельных лодках, стругах, дощаниках, байдарах, кочах и парусных судах;
- продвижение по Сибири и побережью не проходило гладко – случались стычки и целые противостояния с местным населением и даже с аналогичными отрядами исследователей (тот же Ермак не раз вступал в бой с казахами, татарами, ногаями);
- современная территория Российской Федерации во многом является результатом таких походов, последние этапы которых открыли Северный морской путь в Ледовитом океане;
- северные побережья (вплоть до Карских ворот) изучались не только с моря: сюда доходили на нартах и лыжах, отдельные исследователи обмеряли и картографировали по 500-900 км за поход по этой части России;
- землепроходцы разных лет составили карту побережья и увидели, что в морях помимо льда и островов есть возможности для водных экспедиций – это и стало основой для судоходства;
- знаменитый первый ледокол «Ермак» (принят в эксплуатацию в 1899 году) является судном английской постройки, его заказывал лично адмирал Макаров, особенность – создание судна именно арктического класса;
- изначальная задача «Ермака» составляла обеспечение сообщения с населенными пунктами на реках Обь и Енисей, и только в ходе использования были попытки продвигаться в восточные моря;
- первые ледоколы российской постройки – «Таймыр» и «Вайгач» (Невский судостроительный завод, сданы в эксплуатацию в 1909 году), походы в Арктику на них начались уже в 1910 году;
- знаменитый адмирал Колчак основную часть своей службы посвятил освоению и развитию северной навигации, что позже позволило ему оставаться на плаву в Сибири и получать поддержку с Дальнего Востока, уже находясь под ударами большевиков с западной стороны;
- в начале 1920-х годов российские власти ощутили перспективу Севморпути, получив из дальневосточных портов более 10 тысяч тонн хлебных и продовольственных грузов, которые прибыли в Петербург от Берингова пролива и через Карские ворота;
- важность более короткого СМП для экономики – не только в транзите судов, а и в насыщенности прибрежных морей полезными ископаемыми, к которым по техническим причинам не могли добраться при СССР, но к которым появляется выход сейчас (благодаря постепенному потеплению).
Основная ценность интересных фактов о Северном морском пути – подчеркивание идеи о непростом доступе в этот регион по техническим причинам.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться