Климат на Северном Морском Пути

Климат на Северном Морском Пути

Северный морской путь – это национальный проект, цель которого организовать надежный транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию в экономической территориальной российской зоне. Обеспечить выполнение программ по освоению Арктики, разработки новых месторождений полезных ископаемых. А также наладить снабжение отдаленных регионов в рамках Северного завоза.

Климат на Северном Морском Пути

Климат

 Климат Северного морского пути непредсказуем. В зависимости от зон он может меняться с полярного на арктический, например в районе морей:

  • Чукотского – сильные ветра и холодное дождливое лето, с заморозками уже в конце августа, длинная полярная ночь;
  • Лаптевых – удаленность от материка объясняет суровые условия, с коротким летом, когда воздух только в хорошо защищенных бухтах прогревается до +14 градусов, а на остальной отметка термометра останавливается на значении в 2-4 °C;
  • Карское – с умеренными ветрами, которые у побережья Новой Земли могут превращаться в ураганные, достигающие скорости 40 м/с, длинной ночью, сменяющей не менее длинный (до 2 месяцев) полярный день.

В Восточно-Сибирском море температура в феврале редко поднимается выше - 30 градусов, а в июне остается на отметке + 5 °C в южной части и + 2 °C. Осенью здесь сильные ветра, достигающие скорости 25 м/с у побережья и 40 м/с в удалении от берега. Осложняет ситуацию и полярная ночь, которая длится от 2 до 5 месяцев почти на всей протяженности СМП. 

Как влияет глобальное потепление

Климатические изменения затронули и арктические территории. Последние исследования показали, что среднегодовая зимняя температура поднялась на 3 градуса за последние 50 лет. А сравнительный анализ данных замеров толщины льда показал уменьшение ледяного покрова в 2 раза, по сравнению с цифрами за 1990 год. 

По словам директора Арктического исследовательского института повышается прогрев в экваториальной зоне, Африке. Нагретые воздушные массы, сталкиваясь с холодными вызывают большее количество осадков, вызывающее сокращение площади ледяного покрова.  

Так самодвижущейся платформе "Северный полюс", построенной в 2022 уже через 2 года пришлось искать новый "дом". Льдина, к которой платформа была пришвартована изначально начала активно таять. Сейчас станция продолжает дрейфовать, но как скоро ей придется менять локацию - неизвестно.

Вроде бы это должно упростить навигацию по водной магистрали. Но это не так.  Поскольку меняются ледовые условия, усложняя и так непростой проход судов по СМП. Причина - непредсказуемость образования заторов на трассе. 

Дело в том, что в связи с потеплением увеличивается скорость и толщина ледового покрова на отдельных участках. Например, в юго-западной части Карского моря толщина покрова за зиму 2023 года выросла на 15-20 см. Это больше, чем в предыдущие годы, а цифра приближена к средне многолетним значениям.  

Ледоколы и мониторинг для навигации

Арктика – регион непредсказуемый. Здесь перепад температур может достигать 10 градусов за несколько часов, а ясная погода сменяться штормовой, с сильным ветром.  Кроме этого никакое потепление не отменило пока суровых условий. В это время проход по замерзшим водным трассам могут обеспечить только ледоколы. 

Изменение климата и увеличение площади открытой воды позволит проводить круглогодичную навигацию в восточном направлении. Что было бы невозможным еще 10 лет назад. Правда, зимой - только с сопровождением ледоколов. Именно поэтому на расширение атомного флота выделяются крупные инвестиции. 

У потепления есть и другие последствия - это увеличение количества и силы арктических штормов. Что неудивительно при сочетании большой площади открытой воды и ветров. Для мониторинга, прогнозирования погодных условий применяют:

  • уже собранная статистическая база;
  • беспилотники;
  • данные со спутников.

Постепенное изменение климата в зоне СМП должно сократить эксплуатационные издержки, расширить транспортный коридор, увеличить продолжительность короткой северной навигации. А комплексный подход к мониторингу, прогнозирование - разработать безопасные маршруты и оперативно реагировать на изменения ледовой обстановки. 

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться