Кому принадлежит Северный морской путь

Кому принадлежит Северный морской путь

На мировых политических аренах регулярно вспыхивают словесные баталии о том, кому принадлежит Северный морской путь (или СМП).

Его начали эксплуатировать с 1960-х годов для внутренних нужд и ограниченного провоза грузов для иностранных заказчиков, затем в 1991 году маршрут оказался открыт для всех. Однако сложности его прохода не исчезли – сегодня это требует как минимум наличия ледоколов.

Кому принадлежит Северный морской путь

Есть и другие моменты, которые регулярно обсуждаются в Арктическом совете (организация шести государств, берег которых формирует Северный Ледовитый океан).

Суть СМП

Водный транспортный коридор от Дальнего Востока (начиная с Берингова пролива) до Карских ворот (пролив между Печорским и Карским морями) располагается в непосредственной близости к берегу Российской Федерации.

Держать путь севернее этих вод технически сложно и очень рискованно, если не сказать больше. Северный Ледовитый океан соответствует своему названию: ледовый слой блокирует судоходство, принуждая держать курс как можно ближе к югу. Именно здесь и располагается СМП.

Альтернатива этому направлению – маршруты через Суэцкий канал или Панамский канал, пролегающие в «теплых» южных водах. Но их длина приводит к значительным тратам на топливо и прочие сопутствующие моменты.

С начала 2010-х годов маршрут вновь приобрел актуальность. Сегодня в России активно строят ледоколы и грузовые суда с ледовым классом. Это дает почву для развития перевозки грузов, которые являются ключевыми для экономики страны.

Фактически Северный морской путь принадлежит России – это следует из правовой практики прохода по маршруту. За 2023 год здесь было перевезено примерно 35 миллионов тонн груза, из них в качестве транзита – чуть больше 2 миллионов тонн. Заказчиками выступили 115 иностранных компаний (Китай и другие страны).

На основании 1218 заявок было выполнено 80 проходов судов без швартовки в портах России. Сюда относятся и рейсы судов без ледового класса – что невозможно без технической поддержки в виде атомных ледоколов Российской Федерации.

Права на владение и пользование Северным морским путем

Международный документ, который мог бы дать однозначный ответ на вопрос, какой стране принадлежит Северный морской путь, сегодня просто не существует. Практика обоснования учитывает нормы международного права в отношении шельфовых зон и удаления от линии берега.

Существует также такая категория законодательства как национальная. Для России эти споры не имеют смысла – с января 2013 года действует особый Федеральный закон, который содержит:

  • определение границ СМП с привязкой к географическим объектам и координатам;
  • определение необходимости и порядка лоцманской и ледокольной проводки;
  • установлен ряд положений, на основании которых действует Администрация СМП.

Также был изменен Кодекс торгового мореплавания: появились основания для беспрепятственного прохода судов с российским флагом и для выдачи разрешений на проход для судов с иностранным флагом. Допускается даже навигация военных кораблей других стран – с условием предварительного уведомления.

Доступ к портам по маршруту и во внутренние воды России допускается также на основании разрешения.

Развитие СМП Россией

Фактически Северный морской путь принадлежит России. Другие страны попросту не имеют правовой и технической возможности пользоваться им без уведомления или вопреки интересам нашего государства.

Подкрепляя эту ситуацию, Правительство РФ регулярно выделяет средства на планомерное развитие СМП как эффективного транспортного маршрута:

  • строительство новых ледоколов гражданского назначения;
  • строительство грузовых судов для арктической навигации;
  • модернизация и улучшение оснащения портов;
  • создание новых пунктов перевалки;
  • создание спутниковой группировки.

Последнее является эффективным средством контроля и организации движения в экстремальных условиях Крайнего Севера.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться