Корабли Северного Морского Пути

Корабли Северного Морского Пути

Про корабли Северного морского пути пишут не так много, а зря.

Именно на различных плавучих средствах гражданского и военного назначения разные народы в разные годы осваивали Арктику – строили и изучали маршруты между Атлантическим и Тихим океанами, воевали за контроль над землями и водами, водили грузовые конвои на Запад и на Восток. Они стали весомой частью мировой истории.

Поэтому всегда интересно узнать, какие корабли и суда Северного морского пути есть и какие были, что требуется для строительства и эксплуатации такого транспорта, и почему им уделяется такое внимание.

Корабли Северного Морского Пути

Какие судна выходят в арктические воды

Следует помнить важную особенность терминологии моря:

  • судно: общее обозначение плавучего средства любого гражданского назначения, размер и конструкция роли не играют;
  • корабль: судно, которое входит в состав военного флота и предназначено для ведения боевых действий.

А так как для тех, кто не является специалистом водного транспорта, разницы большой нет, продолжим применять оба слова. Особенно ярко это видно при изучении видов плавсредств, которым доступны маршруты в Арктике.

Парусники и другие простые конструкции

Навигация по СМП началась именно с них. Первая задокументированная (1553 г.) попытка попасть на Восток через северные моря провалилась – два парусника из трех вмерзли в лед, команды погибли.

Попытки преодолеть эти воды продолжались десятилетиями. Ученые, казаки, рыбаки, переселенцы раз за разом имели эпизодический успех, но не могли пробраться дальше Карского моря, затем Чукотки. И только в 1647 году атаман Дежнев прорвался на деревянных суденышках в Тихий океан.

Военные корабли

Флот всегда был проводником передовых идей – поэтому среди первопроходцев СМП были и военные корабли. Это были обычные эсминцы «Войков» и «Сталин» (1936 г.). Немного позже, через северные воды вынуждены были проходить и другие суда: шла Великая Отечественная война, от поставок и ленд-лиза зависела судьба целых стран.

В силу правовых особенностей контроль над СМП находится в руках нашей Родины. Сегодня здесь несет службу Северный флот, усиленный ледоколами. Грузовые и иные гражданские караваны всегда могут проходить в безопасности и защищенности.

По этой же причине Россия сама развивает военный флот и инженерно-техническую базу для них – от пунктов перевалки и бункеровки до новых позиций радиолокационных, противовоздушных и других родов войск.

Американские корабли на Северном морском пути России попросту отсутствуют (как и представители военно-морских сил других государств). Но доступ для надводных и подводных кораблей официально разрешен – с обязательным оповещением за 45 дней и при ряде условий при прохождении СМП.

Исследовательские и иные гражданские суда

Рыболовецкие, зверобойные, научно-исследовательские, лесовозные и другие транспортные суда попадали сюда в «теплое» летнее время. До определенных границ им везло, но зимой, когда морозы и ветер существенно усиливались, экспедиции гибли или возвращались обратно.

Сегодня проходить по СМП без проблем способны только ледоколы. Именно за ними следуют грузовые суда, от которых есть большая польза мировой экономике.

Ледоколы

Не просто так ледоколы вынесены в отдельную группу. Они выполняют несколько основных функций сразу, но отличаются защищенностью своей конструкции:

  • мощный силовой набор корпуса, выполненный продольным и поперечным образом в разных участках по глубине относительно ватерлинии;
  • толстая обшивка из легированных сталей – на ледоколе «Ленин», к примеру, основное «рабочее» полотно имеет мощность от 36 до 52 мм;
  • ядерная силовая установка – устройство, которое генерирует электроэнергию

Такие технические решения являются закономерным следствием противодействия погодным и навигационным условиям. Судоходные маршруты в северных и восточных морях требуют уверенности и автономности команды – а их способен дать только ледокол.

Первые такие машины представляли собой просто переоборудованные пароходы и парусники. Заканчивались их экспедиции у первых же ледовых полей. Поэтому они эволюционировали в современные ледоколы – так, характеристики проекта «Лидер» позволяют уверенное движение сквозь лед толщиной до 4,3 м со скоростью не менее 1 м/с (2 узла).

Суда еще советской и уже российской постройки сегодня работают как мощные локомотивы грузовых конвоев от Обской губы на восток – до самого Тихого океана. 

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться