Ледоколы Северного морского пути
Ледоколы Северного морского пути – единственное техническое средство, способное обеспечить своевременный и безопасный проход через ледовые поля и проливы с многометровыми торосами.
Условия навигации в арктических водах далеки от приятных, поэтому и решение требуется соответствующее. Российские моряки поняли это много лет назад, в далеком 1932 году. С тех пор производственные возможности шагнули далеко вперед, и мы можем видеть на маршруте современные суда круглогодичной навигации, построенные уже в России.
Важность ледокольного флота
Ценность Севморпути как транспортного маршрута – в его качественно отличающейся длине. Сравним цифры:
- маршрут «Владивосток – Суэцкий канал – Санкт-Петербург»: 24 000 км;
- маршрут «Владивосток – Северный морской путь – Санкт-Петербург»: 14 000 км.
Экономия выражается в десятках дней и сотнях тонн ценного топлива. Но пройти путь от Берингова пролива до Мурманска или хотя бы Карских ворот не так просто. Для Северного морского пути ледоколы – естественный вариант развития флота.
Здесь на протяжении почти всего года преобладают особо сложные, если не экстремальные условия судоходства:
- навигационный период: с июля по сентябрь-октябрь;
- температура окружающей среды: разнится в течение года, среднее значение – в интервале от -50 °С до +2 °С (днем в летнее время бывает и выше);
- скорость ветра: постоянный, часто переходящий в штормовые порывы, ветер со скоростью до 20-30 м/сек;
- высота волны: в зависимости от моря или пролива судно может преодолевать волну высотой от 1…2 м (повторяемость до 15%) до 9…11 м (штормовые условия в Баренцевом море);
- ледовое покрытие: до 10-11 месяцев в году, в проливах может быть постоянным, большое количество дрейфующего льда, торосов толщиной до 7-8 м.
Последнее наиболее губительно для судна, если его корпус не оснащен дополнительной «броней» из прочной стали, а конструкция не усилена и не дополнена устройствами для повышения живучести.
История ледоколов Севморпути
Особую мощь представляет собой ледокол – самоходное автономное судно, рассчитанное на целый комплекс операций:
- поддержание непрерывного движения грузовых судов через ледовые поля;
- пробивание перемычек и торосов, преграждающих путь каравану;
- буксировка судна (судов), которые в этом остро нуждаются;
- организация и проведение спасательных операций на любой дальности.
Ключевая особенность судна – наличие мощной энергетической установки в особо прочном корпусе, отличающегося специальной геометрией. Работа этого плавсредства состоит не в маневрировании, а в проламывании толщи льда собственной массой, которая наваливается на кромку специально скошенным носом корпуса.
Ледоколы Северного морского пути начали развиваться как класс судов практически сразу после появления паровой тяги – первое такое судно появилось еще в 1837 году в США. Для России, около 18% территории которой находится в северных широтах, такие плавсредства просто необходимы.
Их краткая история выглядит так:
- 1898: введение в строй первого российского ледокола «Ермак» (Англия);
- 1909: первые российские ледоколы «Таймыр» и «Вайгач»;
- 1932: первая успешная навигация Северного морского пути, ледокол Александр Сибиряков;
- 1935: первая успешная проводка грузовых судов с лесом;
- 1939: первая успешная двойная навигация (туда и обратно), «И. Сталин»;
- 1959: первенец атомного флота, «Ленин»;
- 1977: достижение Северного полюса на ходу, «Арктика»;
- 1987: Севморпуть обслуживают 17 ледоколов (включая 8 атомных);
- 1991: открытие СМП для международного плавания;
- 2009: первые коммерческие рейсы из других стран;
- 2013: строительство двухреакторного судна, новая «Арктика».
Строятся новые машины, модернизируются действующие – ледокольный флот РФ постоянно развивается.
Современное состояние и перспективы
По состоянию на 2011 год Северный морской путь обслуживало 39 дизельных и 5 атомных ледоколов. Постепенно флот обновляется и пополняется.
Продолжительность создания одного судна снижается – с 8-10 лет при СССР до 5-6 лет сейчас. Не стоять на месте – основная идея ледокольного флота России.
С 2020 года реализуется комплексная инновационная стратегия развития, в основе которой лежит строительство новых машин и создание новых проектов (включая атомные). Вот основные вехи развития новых разработок:
- создан и реализуется план поэтапного увеличения флота СМП;
- выделяются средства – до 2035 года на строительство ледокольных судов планируется израсходовать не менее 1,8 триллиона рублей;
- ведется строительство машин «Якутия», «Чукотка», «Ленинград» (пр. 22220);
- атомный ледокол «Лидер» (базовая стоимость – 127 миллиардов рублей) – наиболее тяжелый и крупный проект подобного типа судов.
К 2035 году планируется ощутимо пополнить список ледоколов Северного морского пути – и это принесет значительный вклад в развитие экономики России.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться