Ледовые карты Севморпути

Ледовые карты Севморпути

Идея освоения Северного морского пути российскими мореплавателями появилась очень давно. Архангельские поморы на рыболовецких карбасах бывали в северных морях еще в 15 веке. В начале 20 столетия, после поражения в русско-японской войне, освоение севморпути приняло уже государственное значение. В 1932 году советским государством было создано Главное управление Северного морского пути, в задачи которого было поставлено стратегическое, военное, экономическое освоение арктических территорий.

В августе 2022 года в России был принят план развития севморпути, в том числе создание цифровой системы, отвечающей за мониторинг работы на маршруте в Арктике.

Ледовые карты Севморпути

Зачем нужны карты

Условия навигации в арктической зоне Ледовитого океана и северных морей очень сложные. Жесточайшая ледовая обстановка, суровый климат, плохая видимость, частые штормы, мелководье и короткий период летней навигации осложняют судоходство. А в Восточно-Сибирском и Чукотском морях на пути транспортных судов могут встретиться очень тяжелые льды. Чтобы грузы были доставлены вовремя, а суда не застревали в ледовых торосах по всей акватории СМП от Мурманска до Владивостока, создаются карты ледовой обстановки севморпути. Составляются прогнозы как на короткое время, так и долгосрочные. Фон ледовых условий рассчитывается на основе средних многолетних значений.

Какая информация собирается

Ледовые карты для севморпути включают в себя следующие данные:

  1. Средняя скорость передвижения судна по всему маршруту или по его части, например, по Карскому морю. От этого будет зависеть, как быстро груз будет доставлен.
  2. Распределение средних затрат времени на прохождение трассы в разных условиях. Этот показатель очень важен в условиях короткой летней навигации, ведь если судно идет без ледокольной проводки, вероятность попасть в сложные ледовые условия не исключается.
  3. Распределение средней протяженности пути во льдах, учитываются морские мили и скорости движения в узлах.

Ледовые покровы по уровню сложности для прохождения судов делятся на категории по 10-бальной системе, где ноль – отсутствие льда, а 10 – сплошное ледовое покрытие:

  • учитывается общая ледовитость, то есть площадь покрытия акватории моря льдами, в ледовитость входят все виды льдов, подсчет ведется в % или км.кв;
  • ледяные массивы от 7 до 10 баллов, определяются толщина и торосистость, возраст льда.

Для составления карт информация берется из данных Арктического и антарктического исследовательского института (ААНИИ) Росгидрометра. На протяжении многих лет, с 30-х по 70-е годы карты составлялись с помощью авиации. В последующие - годы из космоса, с помощью искусственных спутников Земли. Но так как в российских данных есть пробелы, дополнительная информация берется из национального ледового центра США и Канадской ледовой службы, где до сих пор для получения данных используется авиация.

Значение мониторинга

СМП – альтернатива перевозки грузов через Индийский океан и Суэцкий канал. Его протяженность короче на 9-11 тыс. км. Для стран Юго-Восточной Азии – это более короткий путь для транспортных судов в Европу.

В России в 2020 году принят план освоения Арктики до 2035 года. И независимо от будущего привлекательности севморпути для иностранных государств, СМП и его порты обустраиваются, реконструируются для перевозки каботажных грузов. Внутри страны объем перевозок по маршрутам СМП вырос в пять раз за последнее пятилетие. В их число входят перевозки полезных ископаемых, завоз продуктов для обеспечения местного населения и других грузов массового потребления.

Именно поэтому, с увеличением грузового потока, важно иметь полное представление о состоянии ледового покрытия на маршрутах пути для современных судов с достаточно глубокой осадкой, так как СМП  во многих местах мелководен, а льды могут менять свое расположение. Карты важны для определения необходимости ледокольной проводки.

Значение севморпути для экономики России огромное. Его развитие тесно связано с улучшением качества жизни населения в северных регионах. А использование современных сервисов для обеспечения безопасного следования судов по маршрутам Арктики, посредством сбора данных и постоянного мониторинга передвижения льдов на пути следования торговых транспортов, увеличивает безопасность, надежность и привлекательность СМП для бизнеса.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться