Ледовые карты Севморпути
Идея освоения Северного морского пути российскими мореплавателями появилась очень давно. Архангельские поморы на рыболовецких карбасах бывали в северных морях еще в 15 веке. В начале 20 столетия, после поражения в русско-японской войне, освоение севморпути приняло уже государственное значение. В 1932 году советским государством было создано Главное управление Северного морского пути, в задачи которого было поставлено стратегическое, военное, экономическое освоение арктических территорий.
В августе 2022 года в России был принят план развития севморпути, в том числе создание цифровой системы, отвечающей за мониторинг работы на маршруте в Арктике.
Зачем нужны карты
Условия навигации в арктической зоне Ледовитого океана и северных морей очень сложные. Жесточайшая ледовая обстановка, суровый климат, плохая видимость, частые штормы, мелководье и короткий период летней навигации осложняют судоходство. А в Восточно-Сибирском и Чукотском морях на пути транспортных судов могут встретиться очень тяжелые льды. Чтобы грузы были доставлены вовремя, а суда не застревали в ледовых торосах по всей акватории СМП от Мурманска до Владивостока, создаются карты ледовой обстановки севморпути. Составляются прогнозы как на короткое время, так и долгосрочные. Фон ледовых условий рассчитывается на основе средних многолетних значений.
Какая информация собирается
Ледовые карты для севморпути включают в себя следующие данные:
- Средняя скорость передвижения судна по всему маршруту или по его части, например, по Карскому морю. От этого будет зависеть, как быстро груз будет доставлен.
- Распределение средних затрат времени на прохождение трассы в разных условиях. Этот показатель очень важен в условиях короткой летней навигации, ведь если судно идет без ледокольной проводки, вероятность попасть в сложные ледовые условия не исключается.
- Распределение средней протяженности пути во льдах, учитываются морские мили и скорости движения в узлах.
Ледовые покровы по уровню сложности для прохождения судов делятся на категории по 10-бальной системе, где ноль – отсутствие льда, а 10 – сплошное ледовое покрытие:
- учитывается общая ледовитость, то есть площадь покрытия акватории моря льдами, в ледовитость входят все виды льдов, подсчет ведется в % или км.кв;
- ледяные массивы от 7 до 10 баллов, определяются толщина и торосистость, возраст льда.
Для составления карт информация берется из данных Арктического и антарктического исследовательского института (ААНИИ) Росгидрометра. На протяжении многих лет, с 30-х по 70-е годы карты составлялись с помощью авиации. В последующие - годы из космоса, с помощью искусственных спутников Земли. Но так как в российских данных есть пробелы, дополнительная информация берется из национального ледового центра США и Канадской ледовой службы, где до сих пор для получения данных используется авиация.
Значение мониторинга
СМП – альтернатива перевозки грузов через Индийский океан и Суэцкий канал. Его протяженность короче на 9-11 тыс. км. Для стран Юго-Восточной Азии – это более короткий путь для транспортных судов в Европу.
В России в 2020 году принят план освоения Арктики до 2035 года. И независимо от будущего привлекательности севморпути для иностранных государств, СМП и его порты обустраиваются, реконструируются для перевозки каботажных грузов. Внутри страны объем перевозок по маршрутам СМП вырос в пять раз за последнее пятилетие. В их число входят перевозки полезных ископаемых, завоз продуктов для обеспечения местного населения и других грузов массового потребления.
Именно поэтому, с увеличением грузового потока, важно иметь полное представление о состоянии ледового покрытия на маршрутах пути для современных судов с достаточно глубокой осадкой, так как СМП во многих местах мелководен, а льды могут менять свое расположение. Карты важны для определения необходимости ледокольной проводки.
Значение севморпути для экономики России огромное. Его развитие тесно связано с улучшением качества жизни населения в северных регионах. А использование современных сервисов для обеспечения безопасного следования судов по маршрутам Арктики, посредством сбора данных и постоянного мониторинга передвижения льдов на пути следования торговых транспортов, увеличивает безопасность, надежность и привлекательность СМП для бизнеса.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться