Маяки Северного морского пути

Маяки Северного морского пути

Маяки Северного морского пути представляют собой отдельную веху в истории русского Севера, науки, техники и даже архитектуры. Судоходство в этих водах почти сразу потребовало решения по повышению безопасности – само побережье и десятки островов по маршруту таили смертельную опасность.

Строительство маяков с огнями на вершинах башен – и выход появился сразу, но ввиду климата реализовать его оказалось не так просто.

Маяки Северного морского пути

Необходимость в маяках на Севморпути

Для Северного морского пути маяки стали жизненно важной частью инфраструктуры. Основная проблема освоения этого региона России – колоссальная сложность береговой линии для навигации:

  • на отдельных участках берег не просто изрезан – он зигзагообразен;
  • небольшая глубина часто скрывает мели и скальные массивы;
  • заснеженность и припаи «прячут» скалы (даже выходящие из-под воды).

Штормовые условия, резкие порывы ветра, сильные осадки снижают видимость, что превращает навигацию по СМП в невероятно сложное мероприятие.

Маяк как решение проблемы судоходства

Все маяки Северного морского пути вне зависимости от года строительства – это визуально простая башня яркого цвета с источником яркого света. Обнаружение такого объекта – взглядом, прямо с моря, на удалении как минимум в 10 морских миль (около 18 км).

Функционирует такое средство навигационного оборудования (СНО) 24 часа в сутки:

  • помощь в контроле маршрута и безопасности движения как днем, так и ночью;
  • одни СНО выдают непрерывный поток излучения, другие – проблесками с хорошо известными интервалами;
  • основная масса башен имеет круговое освещение постоянного цвета;
  • ряд объектов генерирует свет заданного цвета и с секторным распределением: зеленый – для безопасного участка, красный – на случай подводной опасности, также есть желтый, белый, синий и другие варианты.

Чтобы распознать сигнал конкретного капитального СНО, необходимо на момент выхода на маршрут владеть информацией о нем.

Маяки на северных побережьях России

Построить СНО башенного типа на Северном морском пути – идея даже не советского периода. Первые из них стали появляться в результате активных реформ Петра I (XVIII век). Так, Святоносский маяк был введен в эксплуатацию в 1862 году, он работает по сей день в результате многих модернизаций в разное время.

Основное количество маяков вдоль Северного морского пути стало появляться с 1930-х годов. Это стало следствием технологического развития этого маршрута – для поддержки различных экспедиций.

Эпоха атомных маяков Севморпути

Маяки Северного морского пути известны в первую очередь благодаря серии атомных источников энергии. В их основе – теплоэлектрический генератор на радиоизотопах, который назвали РИТЭГ.

Этот «аккумулятор» на ядерном топливе (изотопы стронций-90 и плутоний-238). В нем нет подвижных частей, он предельно прост и рассчитан на десятки лет автономной работы. Конструкция не опасалась климатических воздействий, низких температур и коротких замыканий в подключенных сетях.

Находились РИТЭГи по всему побережью от Берингова пролива (восточные территории тогдашнего СССР) до севера Ленинградской области (западные ворота Севморпути).

Наиболее известные атомные маяки

Многие из них широко известны даже за пределами России:

  • мыс Дежнева: угловатое строение высотой 10 метров в наиболее восточной точке материка;
  • остров Муостах (море Лаптевых): цилиндрическая башня высотой 34 м;
  • мыс Святой нос (Кольский полуостров): один из наиболее старых объектов инфраструктуры, 22 м;
  • остров Вилькицкого (Карское море): округлое строение высотой 32 м;
  • остров Дунай-Арыта (море Лаптевых): располагается в наиболее северной части акватории СМП, 33 м;
  • остров Большой Олений (Баренцево море): едва ли не первый построенный в этой области, 24 м;
  • Анива, остров Сахалин: сегодня заброшен, высота – 31 м (или 40 м от глади воды).

Сеть строений охватывала весь СМП, их общая особенность – они могли работать без любого обслуживания в течение продолжительного времени.

Однако это в какой-то степени их и сгубило: начавшись с халатности при транспортировке и монтаже, ускоренный выход из строя довершили прекращение обслуживания с началом 1990-х годов и мародерство. Последний из РИТЭГ был демонтирован в 2018 году – но башни еще «работают».

Современное оснащение

Сегодня маяков на Северном морском пути атомного типа нет – их в разные годы разобрали, разворовали и демонтировали. Вместо этого есть сеть СНО:

  • строения башенного типа – 22 ед., оснащенные электрическими источниками света разного типа (включая солнечные генераторы);
  • современный объем «хозяйства» – не менее 1020 единиц различного типа, включая автономные устройства на базе флота.

Такие навигационные знаки качественно помогают в навигации в любое время года. На них располагаются не только источники света подходящего цвета, но и радиоэлектронное оборудование для уточнения координат и обмена важной информацией.

Есть разделение на гражданские и военные объекты, которые курируют «Росатом» и Министерство обороны соответственно. Их устанавливают и обслуживают по графикам, используя современную технику – поэтому надежность оснащения Северного морского пути высокая и устойчивая.

Основная информация о музее Севморпути

Музей Северного морского пути является государственной организацией, находится на бюджетном обеспечении. Это дает возможность постоянного, хоть и не наиболее быстрого развития и уверенного существования – именно здесь накапливаются крупицы истории освоения Севера.

Находится он в бывшем центре всего города – тут в 1584 году располагалось монастырское поселение. Здесь же располагался порт – с торговыми и военными пристанями, на которых нашлось и место для иностранных купцов (мореплаватели из Англии и Голландии). Параллельно появились таможенные склады, морской вокзал, административные и прочие постройки вплоть до домов для гражданских специалистов.

На основе всего этого и создан исторический музей – силами моряков Северного пароходства, в дань памяти истории и усилий тысяч работников. В главном здании музея Северного морского пути и на Красной пристани все оформлено так, чтобы вокруг была атмосфера судоходства и Крайнего Севера:

  • масса экспонатов, формирующих с первого же взгляда картину арктического мореплавания и его сложностей;
  • обилие настоящих частей и деталей судов и технического оснащения флота: снасти, части судов и навигационные устройства;
  • насыщенный ряд макетов различных кораблей – от рыбацких суденышек местных жителей XV-XVI веков до современных судов с высокой проходимостью;
  • обилие карт и печатных изданий, которые представляют собой историческую важность как культурное достояние и архивная ценность;
  • впечатляющее цветовое и звуковое оформление, которые формируют дух судоходства в морях Арктики (записи криков чаек, шума моря и порывов ветра).

Музей Северного морского пути в Архангельске работает почти постоянно – получить билет можно как в будний день, так и в выходной. Организован вход для одиночных посетителей и для учебных занятий целых групп. Здесь располагаются кассы и базовые бытовые условия – все, что положено иметь настоящему музею.

Начинается показ с самого утра, расписание доступно прямо на сайте музея. Добраться сюда можно буквально пешком от любого отеля в центре Архангельска. По городу ходит общественный транспорт (своеобразная диковинка для условий Крайнего Севера).

Проходить можно практически в любое время – все создавалось специально для посетителей:

  • при СССР шло накопление экспонатов, выстраивание системы – от отдельных предметов до целых тематических выставок (к примеру, «Парусный флот» и «Суда с металлическими корпусами»);
  • с 2000-х годов здания музея и его пристани были существенно обновлены;
  • с 2010-х годов организовываются выездные мероприятия и передвижные макетные выставки, вплоть до лекций на отдельные темы;
  • 2024 год: работа корпуса музея и накопление новых экспонатов продолжается;
  • регулярно проводятся выставки, посвященные годовщинам исследователей, научных работников, выдающихся моряков и значимых событий (старт экспедиции, первые новогодние ёлки и многое другое).

Здесь можно посмотреть на то, как рождаются корабли, какие были карты, как устроен штурвал, какие есть разновидности морских узлов, и как работают лоцманы Севморпути. Каждая выставка называется особым образом – и нет двух похожих. Отсюда уже стартовало множество карьер моряков – после всего увиденного и эмоционально вдохновляющего.

Объект полностью посвящен истории и развитию СМП. С точки зрения перспективы это играет большую роль – прогнозируется, что уже к 2080 году льдов по наиболее северному торговому маршруту планеты не останется.

Основные темы выставки и экспонатов

Музей Северного морского пути в Архангельске интересно посетить в любом возрасте и в любое время. Здесь рассказывают о самом регионе, о навигации СМП и о пароходстве в частности, о природе и культуре Архангельской и других северных областей России:

  • история Архангельска и Поморья в разрезе судоходства;
  • Архангельск как колыбель северного судостроения и навигации в Арктике;
  • торговые взаимоотношения в России и с ближайшими государствами;
  • развитие водного транспорта в северных морях, включая Морской устав Петра I;
  • начало и развитие Северного морского пути;
  • годы Великой Отечественной войны, роль региона для союзных конвоев;
  • современная навигация, атомные ледоколы, система маяков и т.д.

Всего в экспозициях, посвященных Арктике и Северу России в целом, уже содержится примерно 21 тысяча экспонатов. По адресу музея Северного морского пути (г. Архангельск, набережная Северной Двины, 80) располагается настолько много интересного, что невозможно осмотреть все за один день.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться