Международные транспортные коридоры Северного морского Пути
Перевозка грузов морем не всегда бывает спокойной и простой. Традиционный Суэцкий канал и южные моря требуют месяцев на прохождение, между тем как с помощью российской Арктики перевозка ценных товаров и сырья получится быстрее.
Чтобы ускорить и удешевить транспортировку и перевалку, сформировался и постепенно растет инфраструктурный коридор Северного морского пути. Его главная особенность – сложные и экстремальные погодные условия почти весь год.
Ограничения и работа над ними
Наличие ледового покрова и глыб льда делает переход невозможным для большинства судов. Появляется необходимость в ледоколах – так называют суда, которые благодаря конструкции корпуса и мощности двигательной установки продавливают лед перед собой.
Строительство таких судов требует массы ценных материалов и большое количество времени. Особенно много требуется вложить в атомный ледокол, на борту которого имеется одна (а то и две) ядерные установки – но автономность вырастает в разы.
У этого способа передвижения есть как минимум пара недостатков:
- смерзание пробитого коридора: за ледоколом образуется проем, который довольно быстро начинает схватываться, это ограничивает длину каравана – нормированное количество судов для проводки в Арктике составляет до 5 судов;
- ширина прохода: существующие ледоколы способны создавать канал не шире 32-33 м, что ограничивает грузовместимость (существует сложившееся на практике соотношение ширины и осадки судна с его дедвейтом).
«Новый» фактор – глубина акватории. Для увеличения пропускной способности СМП планируется проводка крупнотоннажных судов с шириной до 50-60 м и повышенной осадкой. Последнее требует навигации в еще более северных широтах и более мощных ледоколов.
Такие важные проекты уже реализуются в России. Поэтому чтобы развитие Северного морского пути как международного транспортного коридора шло устойчивыми и нарастающими темпами, требуется комплексное развитие этого региона.
Перевозки по Севморпути в цифрах
Год от года арктические маршруты только наращивают свои масштабы:
- длина Севморпути – 5600 км (от Карских ворот до мыса Дежнева, не считая более «спокойных» Печорского и Белого морей, Берингова пролива, Анадырского залива и Берингового моря);
- продолжительность навигации – от 2 до 3 месяцев, при наличии ледокола – круглый год;
- количество ледовых проводок: 2022 год – 653 ед., 2023 г. – 730 ед. (+11%);
- общая перевезенная масса: 2022 г. – 34,117 млн тонн, 2023 г. – более 36 млн тонн;
- транзитные грузоперевозки за 2024 г. – 2,129 млн тонн;
- ледокольный флот России: 1899 г. – 1 ед., 2024 г. – 41 ед. (включая 7 атомных);
- количество портов – не менее 50;
- работников возрастом меньше 35 лет – более 30% всего флота.
Под количеством рейсов подразумеваются не только транзитные, но и каботажные грузоперевозки. Значение последних для экономики сложно переоценить – они дают важный вклад в жизнь и бюджет регионов. Сегодня их объем – около 95% от общей массы, но баланс постепенно меняется. Это и является главной причиной роста и развития.
Россия как часть мира открыта для совместной работы. С 1991 года судоходство по Севморпути перестало быть сугубо национальным делом – при условии предварительного согласования сюда допускаются любые суда соответствующего ледового класса.
И даже больше: с 2023 года в акваторию от Дальнего Востока до Белого моря допускаются иностранные военные корабли.
Масштабирование Севморпути
В 2016 году прозвучал термин «Северный морской транспортный коридор»: водный путь логично дополнить перевалкой в российских портах и следованием по суше в прибрежных районах. Суть состоит в укрупнении подхода и в увеличении устойчивости доставки груза.
К акватории морей Арктики добавляются:
- трассы судоходных рек – Северная Двина, Обь, Хатанга, Лена, Енисей, Анадырь;
- автомобильные дороги и железнодорожные пути к портам;
- действующие и строящиеся портовые мощности в прибрежных регионах.
В результате образуется гармоничная «стихия» арктической инфраструктуры, управление которой поручается Минтрансу Российской Федерации. Задача – получить целостное и эффективное протекание мультимодальной грузоперевозки. Многотысячный и многонациональный коллектив с этим успешно справляется.
Значение такого подхода логично: есть отправители, есть получатели, работают отдельные компании и объекты. Развитие появляется только при комплексном взаимодействии – при связи портов, судов и путей на всем протяжении от восточных гаваней до атлантических вод.
Арктика входит в национальные проекты России, и ее важность как грузовой трассы для европейских и азиатских судов только растет. Северный морской путь качественно дополняет международные транспортные коридоры своей короткой протяженностью.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться