Международные транспортные коридоры Северного морского Пути

Международные транспортные коридоры Северного морского Пути

Перевозка грузов морем не всегда бывает спокойной и простой. Традиционный Суэцкий канал и южные моря требуют месяцев на прохождение, между тем как с помощью российской Арктики перевозка ценных товаров и сырья получится быстрее.

Чтобы ускорить и удешевить транспортировку и перевалку, сформировался и постепенно растет инфраструктурный коридор Северного морского пути. Его главная особенность – сложные и экстремальные погодные условия почти весь год.

Международные транспортные коридоры Северного морского Пути

Ограничения и работа над ними

Наличие ледового покрова и глыб льда делает переход невозможным для большинства судов. Появляется необходимость в ледоколах – так называют суда, которые благодаря конструкции корпуса и мощности двигательной установки продавливают лед перед собой.

Строительство таких судов требует массы ценных материалов и большое количество времени. Особенно много требуется вложить в атомный ледокол, на борту которого имеется одна (а то и две) ядерные установки – но автономность вырастает в разы.

У этого способа передвижения есть как минимум пара недостатков:

  • смерзание пробитого коридора: за ледоколом образуется проем, который довольно быстро начинает схватываться, это ограничивает длину каравана – нормированное количество судов для проводки в Арктике составляет до 5 судов;
  • ширина прохода: существующие ледоколы способны создавать канал не шире 32-33 м, что ограничивает грузовместимость (существует сложившееся на практике соотношение ширины и осадки судна с его дедвейтом).

«Новый» фактор – глубина акватории. Для увеличения пропускной способности СМП планируется проводка крупнотоннажных судов с шириной до 50-60 м и повышенной осадкой. Последнее требует навигации в еще более северных широтах и более мощных ледоколов.

Такие важные проекты уже реализуются в России. Поэтому чтобы развитие Северного морского пути как международного транспортного коридора шло устойчивыми и нарастающими темпами, требуется комплексное развитие этого региона.

Перевозки по Севморпути в цифрах

Год от года арктические маршруты только наращивают свои масштабы:

  • длина Севморпути – 5600 км (от Карских ворот до мыса Дежнева, не считая более «спокойных» Печорского и Белого морей, Берингова пролива, Анадырского залива и Берингового моря);
  • продолжительность навигации – от 2 до 3 месяцев, при наличии ледокола – круглый год;
  • количество ледовых проводок: 2022 год – 653 ед., 2023 г. – 730 ед. (+11%);
  • общая перевезенная масса: 2022 г. – 34,117 млн тонн, 2023 г. – более 36 млн тонн;
  • транзитные грузоперевозки за 2024 г. – 2,129 млн тонн;
  • ледокольный флот России: 1899 г. – 1 ед., 2024 г. – 41 ед. (включая 7 атомных);
  • количество портов – не менее 50;
  • работников возрастом меньше 35 лет – более 30% всего флота.

Под количеством рейсов подразумеваются не только транзитные, но и каботажные грузоперевозки. Значение последних для экономики сложно переоценить – они дают важный вклад в жизнь и бюджет регионов. Сегодня их объем – около 95% от общей массы, но баланс постепенно меняется. Это и является главной причиной роста и развития.

Россия как часть мира открыта для совместной работы. С 1991 года судоходство по Севморпути перестало быть сугубо национальным делом – при условии предварительного согласования сюда допускаются любые суда соответствующего ледового класса.

И даже больше: с 2023 года в акваторию от Дальнего Востока до Белого моря допускаются иностранные военные корабли.

Масштабирование Севморпути

В 2016 году прозвучал термин «Северный морской транспортный коридор»: водный путь логично дополнить перевалкой в российских портах и следованием по суше в прибрежных районах. Суть состоит в укрупнении подхода и в увеличении устойчивости доставки груза.

К акватории морей Арктики добавляются:

  • трассы судоходных рек – Северная Двина, Обь, Хатанга, Лена, Енисей, Анадырь;
  • автомобильные дороги и железнодорожные пути к портам;
  • действующие и строящиеся портовые мощности в прибрежных регионах.

В результате образуется гармоничная «стихия» арктической инфраструктуры, управление которой поручается Минтрансу Российской Федерации. Задача – получить целостное и эффективное протекание мультимодальной грузоперевозки. Многотысячный и многонациональный коллектив с этим успешно справляется.

Значение такого подхода логично: есть отправители, есть получатели, работают отдельные компании и объекты. Развитие появляется только при комплексном взаимодействии – при связи портов, судов и путей на всем протяжении от восточных гаваней до атлантических вод.

Арктика входит в национальные проекты России, и ее важность как грузовой трассы для европейских и азиатских судов только растет. Северный морской путь качественно дополняет международные транспортные коридоры своей короткой протяженностью.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться