Мировой грузооборот морского транспорта
На мировой грузооборот морского транспорта влияют факторы, непосредственно с морским транспортом не связанные. Это хорошо показали последние годы – начиная с 2019-го, когда пандемия Ковид-19 изменила многое в экономике и логистике всех стран мира. С началом СВО показатели мирового грузооборота изменились еще раз, теперь уже – в связи с экономическими санкциями недружественных государств против России. Ниже будет рассмотрена динамика грузооборота в мире и, отдельно — в России.
Показатели международного грузооборота
Если рассматривать международную перевозку грузов морским видом транспорта, то за 2022 год по всем показателям определяется спад. Во многом – в связи с пандемией коронавируса. Мировая экономика показала свою чувствительность к изменению транспортных маршрутов.
При росте контейнерного флота больше чем на 12% грузооборот морского транспорта в мире увеличится только на 3,6%, притом, что за 9 месяцев 2022 года объем грузовых перевозок сократился на 2,3%.
С чем это связано:
- На фоне пандемии в 2020 и 2021 году многие страны ощутили недостаток водного транспорта для торгового флота. Соответственно, постарались его заполнить.
- В 2022 году возник профицит кораблей, что привело к снижению ставок на фрахт.
- В связи с СВО, которая оказала определенное влияние на все страны, замедлились темпы развития мировой экономики.
- Соответственно, снизилась потребительская активность.
Плюс – изменение маршрутов транспортировки, из которых была исключена Россия. Все это не могло не повлиять на торговый оборот, который в 2023 году будет не такой уж и высокий, по сравнению даже с 2020 годом.
Показатели российского грузооборота
Безусловно, доля в грузообороте морского транспорта уменьшилась до минимальной. Тем не менее, торговля с другими странами не остановилась, и сегодня по некоторым показателям даже вышла на уровень начала 2022 года. Так как в отношении РФ были введены санкции, много санкций, под них попали и российские порты, суда.
Это оказало влияние на всю сеть – 2022 год является самым убыточным за длительный период. За первое время СВО товарооборот снизился в два раза – существенное падение. Но уже к осени начал расти, достигнув показателей примерно в 30%.
Если проанализировать факторы, которые привели к таким показателям, на первом месте, конечно же, будут экономические санкции. Но они занимают только долю в общей картине. Свою роль сыграли:
- Изменение основных маршрутов перевозки – перенаправление на Азию, Турцию через порты Дальнего Востока, Северного морского пути, порты Черного и Азовского морей.
- Ограничения и локдауны в Китае – они существенно повлияли на структуру мировых и российских перевозок уже в 2022 году.
- Сокращение транзита.
- Увеличение внутренних перевозок.
- Перепрофилирование контейнерной инфраструктуры из специализированной в универсальную.
- Изменение соотношения количества судозаходов и вместимости судов.
Последний пункт обладает большой важностью. С российского рынка ушли крупные международные перевозчики, теперь основную массу составляют мелкие компании. Соответственно, выросло количество малотоннажных судов – как его называют, «москитный флот». И теперь одно судно может перевозить меньшее количество тонн груза за рейс, что и отражает количество судозаходов.
Перспективы
Безусловно, в прогнозах приходится ориентироваться на политический барометр, а также на работу российских портов сейчас и в будущем. Многое зависит от того, насколько быстрой будет адаптация к новым условиям, но определенный оптимизм можно проявить уже сейчас.
На данный момент ведущими являются восточные порты, но положение изменится после переориентации портов Балтики, Азовского и Черного моря – с европейского направления на Атлантическое (в первую очередь, на различные страны Африки и Латинской Америки).
О позитивных перспективах свидетельствует увеличение товарооборота с Китаем, Индией, Турцией. Плюс – выросло количество транспортных линий, с 15 до 27, что отражает высокий спрос на перевозки.
Более того, по последним данным, Россия продолжает торговлю не с самыми дружественными странами. Например, подписано соглашение с представителями южнокорейского бизнеса о мультимодальных перевозках. Это важный момент, который доказывает: политика политикой, но экономические интересы никто не отменял. А значит, плавание наших кораблей, отправка наших товаров на дальние расстояния, развитая логистика, поддержка основных отраслей в экономике останутся на достаточно высоком уровне. Более высоком, чем прогнозировалось в марте 2022 года.
Аналитики прогнозируют рост контейнерных перевозок на 3%. Импорт будет ограничивать уход иностранных компаний и удорожание европейских товаров, а экспорт – замедление экономики в целом, особенно экономики Китая. Но это не касается экспорта нефти (загрязнение планеты все меньше беспокоит тех, кто зависим от нефти, соответственно, от каналов поставок), пшеницы и масличных культур, сельскохозяйственных удобрений, металлов и еще ряда «особых» товаров, которые не попали и не попадут в таблицу с санкциями.
Что же касается внутренних перевозок, именно они показывают и будут показывать наибольшую стабильность, ожидается их рост во второй половине 2023 года.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться