Навигация по Северному морскому пути

Навигация по Северному морскому пути

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути – это современное техническое чудо, которое открывает дорогу к ускорению экономики целых регионов и даже «просто» к их существованию.

После обнаружения короткого пути из Азии и от Дальнего Востока России в страны Европы получить возможность судоходства вне зависимости от погоды стало делом принципа.

Навигация по Северному морскому пути

Значение Севморпути для современной экономики

До открытия навигации по Северному морскому пути в начале 1930-х годов доставка грузов между отдаленными уголками Европы и Азии была долгой и затратной. На перевозку требовалось по несколько месяцев, было необходимостью строительство мощных судов и их соответствующее оснащение.

Ситуация немного изменилась с появлением и развитием сети железных дорог. В СССР этому виду транспорта уделялось много внимания. Благодаря этому объем транзитных грузоперевозок закрывал массу потребностей ЕС в сырье, оборудовании, готовых товарах и машинах. Сильнее это проявилось после 1991 года.

Но гораздо больший вклад вносил и вносит водный транспорт. Вне зависимости от маршрута перевозка на судне дешевле и технически проще, чем на автомобильном, железнодорожном и авиационном транспорте. Выгода растет с увеличением дальности грузоперевозки.

Сделать доставку грузов еще более экономичной можно, если снизить ее себестоимость. Для морского транспорта это получится, если сократить маршрут – но как это возможно в масштабе тысяч километров?

Ответ – навигация по Северному морскому пути:

  • маршрут по арктическим водам (вдоль северных берегов России), который начинается в Беринговом проливе и заканчивается в Архангельске или в Мурманске;
  • задействование ледоколов – специальных судов, оснащенных в соответствии с навигационными условиями и снабженных для автономного плавания в экстремальных условиях;
  • полная техническая поддержка – метеорологическая разведка, системы дальней и космической связи, маяки и навигационное оборудование, сеть портов для перевалки грузов и бункеровки судов, авиационный транспорт и многое другое.

Со всем этим период навигации по Северному морскому пути из 2-3 месяцев превращается в неограниченный. Ключевое для этого – обеспечить возможность судоходства через сплошной лед.

Строительство ледоколов

Сегодня круглогодичная навигация по Северному морскому пути возможна только с помощью ледокольного флота. От порта Мурманск до порта Анадырь и далее до Владивостока быстрее всего получится попасть через пять арктических морей – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское.

Арктический пейзаж зимой – ледовое поле от горизонта до горизонта, бескрайнее скопление громадных глыб льда (больше характерно для самой восточной части, где Ледовитый океан «разбавляет» течение из чуть более теплого Тихого океана). Сухопутные перевозки тут крайне небезопасны, а обычный морской транспорт просто упрется в первые же метры льда и сильно пострадает.

Справиться с толщиной льда (она способна достигать 4-5 метров и даже больше) без особой потери скорости способен только ледокол. Круглогодичная навигация по Северному морскому пути принципиально возможна именно благодаря этому технологическому чуду:

  • энергетическая установка высокой мощности (от парового судна «Ермак» с 9000 л.с. на борту до новейших проектов атомных ледоколов «Лидер» мощностью 163 155 л.с., которые уже находятся в стадии постройки);
  • специально разработанная форма корпуса (благодаря скошенному носу и положению центра тяжести судно своей массой буквально проходит поверх льда, ломая его кромку толщиной в метры);
  • мощная обшивка из специальных сталей, наложенная на особо прочный каркас (с механической точки зрения «сломать» ледокол просто невозможно без сильного столкновения с причалом или скалой);
  • техническое оснащение для максимальной автономности (судовые запасы топлива, такелажа, продовольствия, собственные подъемные краны, вертолетная площадка, мощные системы связи, дублируемые системы жизнеобеспечения на борту, различные системы связи и т.д.).

Даже одно судно такого класса делает навигацию по Северному морскому пути возможной в любое время года несмотря на наличие льда и температуру воздуха.

Изменения климата и другие перспективы Севморпути

Исследования показывают, что в Арктике быстро меняются климатические условия. Так, моделирования десятков атмосферных процессов приводят к следующему:

  • из-за нарастающего парникового эффекта доля постоянного объема поступающего на Землю тепла все больше приходится на арктические льды;
  • на льды оседает пыль, которую несет в атмосфере на большой высоте – это понижает альбедо льда (так называют отражающую способность поверхности);
  • чем меньше отражается солнечного излучения, тем больше тепла поступает в холодную массу – поэтому льды постепенно тают все больше и быстрее (есть статистика разных лет и фотографии, сделанные с орбиты планеты).

Но даже если эти прогнозы не сбудутся, российский ледокольный флот будет всегда обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться