Обязанности и ответственность экспедитора
Передавая груз транспортной компании, нужно четко понимать, какую ответственность несет экспедитор, и кто возместит ущерб, если товар окажется испорчен или не будет доставлен в полном объеме. В случае нарушения условий договора, который заключили стороны, экспедитор привлекается к ответу согласно ст. 803 ГКРФ. Мера ответственности определяется главой 25 Гражданского Кодекса. Таким образом, согласно федеральному закону, грузоотправитель имеет право на покрытие убытков, которые он понес, если товар не прибудет в пункт назначения в оговоренные сроки, либо его состояние окажется неудовлетворительным.
Степень вины экспедитора
Обязанность транспортной компании отвечать за сохранность груза в соответствии с существующими правовыми нормами предусмотрена независимо от степени ее вины в произошедшем. Иными словами, компания, которая осуществляет экспедирование грузов, несет полную ответственность за все, что происходит с грузом, с момента его принятия вплоть до выдачи получателю, независимо от наличия вины или ее отсутствия. Исключением являются обстоятельства непреодолимой силы, т.е. те, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить.
Когда ответственность снимается с перевозчика
ФЗ предусматривает ряд случаев, когда обязанность отвечать за утрату груза или его порчу при оказании услуг перевозки снимается с экспедитора:
- Первый случай – это наличие определенных обстоятельств, зависящих только от грузоотправителя или получателя.
- Второй случай – при обнаружении повреждений, которые не были замечены в ходе первого осмотра.
- Третий случай – при наличии у груза особенностей, которые не были зафиксированы в договоре на оказание экспедиционных услуг. Обязанности отправителя перед перевозчиком предполагают информирование обо всех важных особенностях настоящего товара, передаваемого в доставку. В противном случае возможно расторжение договора.
- Четвертая ситуация – если в процессе оформления документов были совершены ошибки, следствием которых стало неправомерное наделение перевозчика ответственностью.
При определении списка исключительных ситуаций, когда с экспедитора снимается ответственность за неисполнение обязательств, учитывается вид транспортного средства. В частности, согласно статьям 95 и 118 Устава ж/д транспорта РФ, экспедиторская компания освобождается от обязанности отвечать за порчу груза в следующих ситуациях:
- Повреждения были получены из-за естественных свойств перевозимой продукции.
- Порчу или недостачу груза вызвали естественные причины при перевозке в открытом вагоне.
- Нахождение товара в опломбированном контейнере на всем пути следования.
- Груз сопровождался лицами, являющимися собственными сотрудниками получателя или отправителя.
При морских грузоперевозках причины, по которым перевозчик освобождается от ответственности, определяются на основании Кодекса торгового мореплавания и включают следующие случаи:
- Стихийное бедствие либо нештатная ситуация.
- Пожар на борту, который не связан с нарушением перевозчиком правил безопасности.
- Необходимость спасения людей и имущества.
- Война, забастовка, протестная акция.
- Исполнение распоряжения властей.
В любом случае перевозчик должен доказать, что причиной порчи либо утраты всего груза или его части стали именно перечисленные условия.
Ответственность при международной перевозке
Ответственность экспедитора при международной перевозке имеет некоторые нюансы в сравнении с перевозками внутри страны, поскольку регулируется не только национальным законодательством. В частности, имеются ограничения степени ответственности экспедиторской компании. Экспедитор обязан возместить клиенту только реальный ущерб, причем в сумме не более 2 СДР за единицу массы (один кг) испорченного товара.
Установленные правила международной перевозки также ограничивают размер взысканий за нарушение сроков доставки. Сумма, подлежащая возмещению, не может превышать размер вознаграждения за оказание услуг транспортировки.
Решение споров в судебном порядке
Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции предполагает возмещение убытков, вызванных ненадлежащим исполнением им своих обязанностей.
Клиент имеет право обратиться с иском в суд, если перевозчик откажется возместить ущерб в добровольном порядке.
Необходимым условием для подачи искового заявления является предварительное предъявление перевозчику претензии в установленном порядке до истечения срока давности. Перед подачей претензии необходимо собрать соответствующие документы, обосновывающие законность требований пострадавшей стороны, в том числе и документальное подтверждение стоимости товара.
Далее перевозчик должен принять решение по итогам рассмотрения претензии и направить письменное уведомление заявителю о результатах.
Если экспедитор откажется от выполнения требований, которые заявитель указал в своей претензии, пострадавшая сторона имеет право решать спор в судебном порядке.
Согласно судебной практике, при рассмотрении подобных вопросов, помимо предусмотренных в иске выплат, недобросовестный перевозчик будет обязан выплатить штраф за отказ от удовлетворения законных требований в добровольном порядке.
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться