Остановки Северного морского пути до Владивостока
Остановки на Северном морском пути от Мурманска до Владивостока допускаются только в согласованных пунктах перевалки в портах или на рейде. В ином случае всегда сохраняется риск затирания судна льдами или даже его вмерзания в припай даже в летнее время.
Транспортные конвои от Мурманска или Архангельска до порта Анадырь должны сопровождаться ледоколами. Эти специальные суда способны увести экспедицию от самой сложной ледовой обстановки в безопасное место по наиболее короткому маршруту.
Ценность Севморпути
Основное достоинство Северного морского пути – его длина в сравнении с другими вариантами доставки товаров из Азии в Европу (или наоборот). Так, для перевозки из Владивостока в Санкт-Петербург есть такие варианты маршрутов:
- через Суэцкий канал (через Египет) – около 23,3 тыс. км;
- вокруг Африки – до 29,8 тыс. км (смотря как прокладывать путь в Индийском океане);
- СМП: дальность составляет не более 14,3 тысячи км.
Разница по расстоянию, транзитному времени и затраченному дорогостоящему топливу – в 2 и более раз. Это было понятно еще в XVI веке, когда стали создавать первые экспедиции по поиску короткого маршрута.
Сложность Севморпути
Почти постоянный ледовый покров, мощные волны и резкие порывы ветра, сложность геометрии северного побережья России, наличие большого количества отмелей и скал у самых берегов – все это приводило к регулярной гибели исследователей.
Экстремальные климатические условия делают этот регион условно судоходным на период продолжительностью всего 2-3 месяца в году. Продлить навигацию призван ледокол – специальное судно с усиленной конструкцией корпуса и мощной энергетической установкой.
С его техническими возможностями судоходство становится круглогодичным. Другой вопрос – стоимость: затраты на ледовую проводку немного отличаются от цены типовой доставки груза.
Это связано с расходами на поддержание удовлетворительного технического состояния ледокольного флота и транспортной инфраструктуры по всему Северному морскому пути. Остановки Северного морского пути до Владивостока – порты, расположенные в пяти морях.
Основные порты СМП
География маршрута выглядит следующим образом:
- Мурманск, юг Баренцева моря, или Архангельск, Белое море;
- Печорское море, где даже в летнее время есть риск встретить лед;
- пролив Карские ворота, переход в Карское море – здесь лед находится основную часть года, здесь риск встречи со льдом всегда максимален;
- архипелаг Северная Земля – два пролива, которые покрыты льдом даже в летнее время (чаще всего это торосы, образовавшиеся из не растаявших глыб льда);
- море Лаптевых – вторая наиболее северная акватория, где опасность внезапного контакта со льдиной сохраняется круглый год;
- архипелаг Анжу и переход в Восточно-Сибирское море – опасность сохраняется;
- Чукотка, Берингов пролив и выход в Тихий океан, где лед после порта Анадырь наблюдается не так часто;
- Владивосток, наиболее дальний российский порт на Дальнем Востоке, где услуги ледоколов требуются только в зимнее время.
В каждой из этих акваторий с давних времен развивается транспортная портовая инфраструктура, которая позволяет делать остановки по всему Северному морскому пути. Общее количество портов и портопунктов давно превысило 50.
Назовем самые крупные из них без учета тех, что располагаются на «материке», с уверенным выходом на транспортную сеть России.
Нарьян-Мар
Нарьян-Мар – порт на р. Печора с выходом в Печорское море, под самые Карские ворота:
- навигация продолжается до 5 месяцев – с конца июня до начала ноября;
- объем перевалки – до 0,5 млн тонн в год;
- типы грузов – уголь, лес, минералы, продовольствие;
- глубина у причалов – 3,5 м.
Здесь находится аэропорт. Ближайшая железнодорожная ветка – в 350 км.
Сабетта
Сабетта – важный порт в Обской губе, он выполняет роль не только перевалочного, но и пограничного пункта:
- навигация – круглогодичная, обеспечивается ледокольным флотом;
- объем перевалки – примерно 30 тысяч тонн в год;
- типы грузов – нефтяной и газовый конденсаты, сухие грузы, контейнеры;
- глубина у причалов – 11 метров, на рейде принимаются суда осадкой до 12 м.
Дополняется портопунктом Новый Порт. Оба созданы и работают на базе населенных пунктов коренных народов Крайнего Севера, что для Арктики – типовая картина.
Диксон
Диксон – важный порт Севморпути. Он обеспечивает непрерывность навигации и выполняет роль перевалочного пункта в пользу местных населенных пунктов:
- навигация – круглогодичная силами ледокольного флота;
- объем перевалки – до 100-120 тысяч тонн;
- типы грузов – нефтепродукты, уголь, генеральные грузы, продовольствие;
- глубина у причалов – до 6 м.
Порты Дудинка и Игарка, располагающиеся на реке Енисей, также являются морскими. Максимальная осадка принимаемых тут судов – до 8 м (не у всех причалов).
Тикси
Тикси расположен на берегу моря Лаптевых:
- навигация – не более 3 месяцев (с июля по октябрь);
- объем перевалки – не более 70 тысяч тонн;
- типы грузов – промышленные товары, топливо, стройматериалы, продовольствие;
- глубина у причалов – до 3,8 м.
Основная роль Тикси – транспортное снабжение населения.
Певек
Певек – самый северный порт, обладающий стратегическим значением. Мимо него проходит маршрут СМП, здесь тяжелая ледовая обстановка почти круглый год:
- навигация – с июня по ноябрь, силами ледоколов;
- объем перевалки – до 300 тысяч тонн;
- типы грузов – стройматериалы, топливо, генгрузы вплоть до продовольствия;
- глубина у причалов – до 6 м.
Завершается СМП такими чукотскими портами как Бухта Провидения и Анадырь – это наиболее восточные пункты швартовки и перевалки.
Перспективы развития
Правительство РФ выделяет значительные суммы на развитие остановок по Северному морскому пути до самого Владивостока. Не в последнюю очередь это – модернизация существующих портов на берегах Ледовитого океана и строительство новых (известно как минимум о трех новых портах).
Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться