Первое плавание по северному морскому пути

Первое плавание по северному морскому пути

Официальное открытие Северного морского пути пришлось на 1879 год, после прохода, совершенного экспедицией Эрика Норденшельда. Правда, в то время, как вариант транспортной магистрали его не рассматривали. Поскольку плавание по маршруту занимало минимум год. Но полвека спустя ситуация изменилась из-за появления новых моделей кораблей. Которые уже могли пройти по толстому льду.

Первое плавание по северному морскому пути

Первое сквозное плавание

Было исследовательской экспедицией под руководством Б.А. Вилькицкого. 7 июля 1914 года из порта Владивосток отправились два ледокольных парохода «Таймыр» и «Вайгач» (прототипы нынешних атомных ледоколов). Маршрут проходил по направлению с востока на запад.

Проход занял почти год, поскольку уже в сентябре из-за сложных метеорологических, климатических условий корабли вынуждены были встать на зимовку в заливе Толля у полуострова Таймыр.

Все это время исследователи и моряки проводили наблюдения, изучали направления господствующих ветров, толщину льдов. Впервые за историю мореплавания был применен самолет. Но в суровых арктических условиях двигатель вышел из строя после первого же испытательного полета.

В июле 1915 года Таймыр и Вайгач смогли продолжить движение в западном направлении и уже к сентябрю вошли в порт Архангельска. Эта экспедиция стала одной из важных вех в развитии магистрали. Были составлены описания мысов, указаны точные координаты островов Южного Архипелага и даже открыт новый пролив между морем Лаптевых и Карским. Который впоследствии был назван проливом Вилькицкого.

Первый проход за одну навигацию

Случился в 1932 году. Отто Шмидт пророчил северной морской трассе будущее транспортного коридора, по которому можно было бы доставлять грузы.

В успех не верил никто. Все предыдущие рейсы длились больше года, поскольку корабли не могли пройти по льдам. Ясно, что при таких сроках идея с перевозкой грузов казалась невыполнимой. Но экспедиция состоялась.

Поход начался летом 1932 года на ледокольном пароходе Александр Сибиряков. Судно прошло без происшествий первые 4 моря, но уже в Чукотском пароходный винт потерял лопасть. Команде удалось починить винт (для этого пришлось перенести на нос более 400 т угля). Но в 200 километрах от Берингова пролива был поврежден гребной вал, который вместе с винтом ушел на дно. «Сибиряков» из ледокола превратился в баржу.

Для освобождения из ледяного плена было решено использовать течение и ветер. На судно установили паруса, а корпус тянули тросами, постепенно передвигаясь от льдины к льдине. Работа была титаническая, но уже 10 декабря Шмидт вернулся в Москву с победой. Сквозной проход был завершен за одну навигацию.

Говорить о перевозке людей, грузов было еще рано, но уже 17.12.2032 Совнарком постановил оборудовать водную магистраль от Белого моря до Берингова пролива, держать его в исправности для безопасности движения судов.

Первый грузовой рейс

Первое плавание по Северному морскому пути, имевшее экономическое значение или транспортная операция началась в июле 1935 года. Руководил рейсом Отто Шмидт. В порту Ленинграда груженые зерном лесовозы Искра и Ванцетти отправились в Мурманск. В мурманском порту на борт был принят груз для полярных станций и суда выдвинулись по маршруту СМП. В этот раз лесовозы шли в сопровождении ледоколов и авиации.

В Комсомольске-на-Амуре зерно заменили на лес, и суда выдвинулись в пункт назначения – порт Владивостока, куда благополучно добрались 8 октября 1935 года. Перспективность развития магистрали была доказана – срок плавания составил 93 дня, за которые только угля было сэкономлено около 250 тонн.

После появления атомоходов началось полноценное развитие СМП заметно ускорилось:

  • 1959 год – спущен на воду первый ледокол Ленин;
  • 1972 год – в эксплуатацию введен атомоход Арктика;
  • 1988 год – построен атомный лихтеровоз Севморпуть.

К этому времени СМП обслуживали 17 линейных ледоходов, из них 8 атомоходов, а объем перевозок превысил 6 миллионов тонн в год. В 1991 году Севморпуть был открыт для иностранных кораблей. А уже через 20 лет объем перевозок превысил все показатели СССР и составил 18 миллионов тонн в год. 

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться