Первые прошедшие Северный морской путь

Первые прошедшие Северный морской путь

Попытки пройти по арктическим морям и использовать их для доставки грузов предпринимались с 15 века. О возможности ее практического использования еще 1525 году говорил русский дипломат Дмитрий Герасимов, приводя в пример плавания поморов.

Но впервые пройти Северный морской путь удалось намного позже, в период с 1878 по 1920 годы. Сделать это удалось шведу Нильсу Норденшельду, русскому полярнику Борису Вилькицкому и норвежскому исследователю Раулю Амундсену. Во всех трех случаях экспедиция прерывалась зимовкой. И только в 1932 году судно прошло Северным морским путем за одну навигацию. 

Первые прошедшие Северный морской путь

Предыстория

Задача научного освоения, транспортного развития Арктики входила в планы Совнаркома. Но рассматривались либо наземные, либо воздушные магистрали - от строительства железной дороги, до дирижабельного пути.

Вариант с маршрутом, проложенным во льдах Тихого, Ледовитого океанов, для грузовых или пассажирских перевозок всерьез никто не принимал. Не убедила руководство даже экспедиция Вилькицкого, которому удалось пройти весь маршрут. Вердикт был однозначным – лайнеры не смогут перезимовать во льдах и в текущих условиях коммерческое использование водной магистрали невозможно.

Подготовка

Присвоению нового статуса транспортного коридора СМП обязан Отто Юльевичу Шмидту. В 1930 году, став директором Всесоюзного арктического института он решился пройти маршрут за одну навигацию. Руководство отнеслось к идее скептически, но разрешение на экспедицию дало, выделив для этих целей пароход Александр Сибиряков. 

Он был не слишком мощный, даже в сравнении с ледоколами тех лет, мощностью 2000 индикаторных лошадиных сил. Для сравнения у современного атомохода Ямал мощность главного двигателя в 37,5 раз больше.

Экспедиция

Четыре моря корабль преодолел быстро. Но в Чукотском море у гребного винта была повреждена лопасть. Чтобы добраться до винта, Шмидт принимает очень рискованное в таких сложных условиях решение. Перегрузить уголь из трюмов на нос, чтобы поднять корму.

Экипаж работал в три смены, в течение трех суток, но поломку удалось починить. После лопасть повредилась еще раз, прежде чем гребной винт сломался окончательно, превратив пароход в баржу. Случилось это в 200 километрах от Берингова пролива. 

Оставалось либо возвращаться, либо надеяться, что корабль вынесет к чистой воде по течению. Первый вариант не рассматривался совсем, надежды тоже не оправдались. Изменившийся ветер направил льдины в обратном направлении. Что грозило долгим трехлетним дрейфом.

Тогда команда начала буквально вручную вытаскивать пароход из ледяного плена. Были поставлены паруса, а дорогу прокладывали, взрывая лед. Тянули корабль тросами и 1 октября смогли выбраться на чистую воду Берингова пролива. Так первое судно прошло Северным морским путем за одну навигацию, доказав, что проход по арктической трассе возможен. И его можно использовать для транспортировки грузов. 

Итоги

Первый сквозной переход без зимовки показал потенциал транспортного коридора для коммерческих перевозок. При условии правильной организации и использования ледоколов с низко расположенными винтами, которые смогли бы расчищать дорогу для кораблей. 

А также был принят ряд решений, повлиявших на развитие Севморпути:

  • основание Главсевморпути в 1932 году - ведомства, отвечающего за обеспечение судоходства;
  • установка границ СМП;
  • организация научных, гидрологических, картографических исследований;
  • хозяйственное освоение Арктики с привлечением коренных жителей;
  • строительство ледокольного флота:
  • строительство полярных станций.

Уже в 1935 был проведен первый коммерческий рейс на пароходе «Анадырь» без ледового класса. Предполагалось самостоятельное плавание из порта Владивостока без сопровождения ледокола. Судно должно было зайти в порты Японии, Камчатки, доставить груз в устье сибирской реки Лены. После -  загрузиться лесом и вернуться в Мурманск.

Без сопровождения ледоколов не обошлось, но "Анадырь" выполнил задачу, несмотря на сложности погрузки-выгрузки на рейде и сложные навигационные условия. Плавание заняло 87 дней, половина из которых пришлась на стоянки.

Сейчас СМП – это один из важнейших национальных проектов, который обеспечит развитие северных территорий и создаст альтернативную морскую трассу, проходящую только в акватории России. 

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться