Каждый из терминалов Северного морского пути уникален благодаря своему расположению и особенностям. Но порт Амдерма выделяется даже среди всех прочих: он является первым в азиатской части континента, если двигаться с запада на восток.
Приглашаем изучить основную информацию о морском порте Амдерма – его технических характеристиках, особенностях расположения и навигации, расскажем наиболее интересные факты из истории и жизни одноименного поселка.
Морской порт Амдерма является вторым по своему экономическому значению во всем Ненецком автономном округе (после Нарьян-Мара). Он располагается примерно в 450 км от железнодорожной станции Усинск и не имеет сообщения с общероссийской сетью железных дорог.
Он располагает такими техническими возможностями как:
Располагается это небольшое хозяйство на Югорском полуострове – по правому борту после пролива Югорский Шар, если следовать по Севморпути из Архангельска (до него отсюда более 1000 км) в сторону Владивостока. Чуть севернее – остров Вайгач, «сторож» перехода из Печорского моря в Карское.
Грузовое сообщение ведется только водным транспортом (авиация задействуется слабо ввиду высокой стоимости и ограничений по грузоподъемности). Автомобильные перевозки доступны только в зимнее время, в сторону «южной» Воркуты и далее.
Навигационный период здесь продолжается около 150 дней. Его начало в июле и завершение в октябре объявляется специальными приказами представителя Администрации Западной Арктики.
Акватория является замерзающей, обладает небольшой глубиной, поэтому навигация требует особого контроля. В зимнее время подход к причалам на реке Печора не выполняется даже с ледоколом.
Для обеспечения прохода через местные воды и для экстренной поддержки судов, следующих по Северному морскому пути, Амдерма все же необходима. Порт располагается на стратегическом участке, служит опорой в организационном и техническом смысле.
Он также служит важным перевалочным и торговым пунктом для близлежащих ненецких поселков. Они расположены вдоль реки Печора, и без портового снабжения жизнь здесь станет ощутимо более тяжелой.
История морского порта Амдерма началась в 1931 году – когда было решено вести разработку и вывоз угля с Воркутинского месторождения. С 1933 года, параллельно разрастанию поселка и строительству причалов, шло развитие месторождения флюорита (ценный плавиковый шпат, который до этого СССР закупал за границей за дефицитную валюту).
Постепенно район приобретал все большее значение:
Сегодня значение морского порта Амдерма сводится к геополитике – обозначить и зафиксировать присутствие Российской Федерации в этом регионе. До 1991 года здесь было почти 15 тыс. человек – военный гарнизон (включая истребительный авиационный полк), мерзлотная лаборатория, строительное управление, нефтеразведочная экспедиция.
Порт Амдерма | |
---|---|
Основные характеристики | |
Ширина | 69° 45′ с.ш |
Долгота | 61° 39′ в.д |
Местоположение | Югорский полуостров в южной части Карского моря |
Время навигации | 150 сут. |
Ледовый период | ноябрь - май |
Ближайшие населенные пункты | п. Амдерма, г. Усинск - 450 км. |
Железная дорога | ж/д ст. Усинск Северной ж/д - 450 км. |
Аэропорт | Амдерма - 4 км. |
Адрес | Ненецкий автономный округ, пос. Амдерма, ул. Центральная, д. 4 |
Наименование оператора | ФГУП "Амдерминский морской торговый порт" |
Информация об услугах, оказываемых операторами морских терминалов: | |
Размер | |
Площадь территории морского терминала (га): | |
Площадь акватории морского терминала (км2): | |
Длина причального фронта морского терминала (п. м): | |
Пропускная способность грузового морского терминала всего (тыс. тонн в год): | |
Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала (осадка, длина, ширина) (м): | |
Глубина акватории | |
Канал: | - |
Грузовой причал: | - |
Средний уровень прилива: | - |
Якорная стоянка: | - |
Нефтеналивной причал: | нет |
Оснащенность порта | |
Количество причалов морского терминала: | |
Техническая оснащенность | гусеничные краны, автомобильный кран, автопогрузчики, гусеничные бульдозеры, экскаватор, гусеничный трактор |
Площадь складов/емкость резервуаров | откр. - 6700 м. кв., крыт. - 2000 м. кв. |
Причалы порта | |
№ причала | Специализация |
1 | вспомогательный |
2 | генеральные грузы |
3 | уголь |
4 | генеральные грузы |
5 | |
6 | навалочные |
По состоянию на 2025 год тут проживает около 500 человек. Для этого имеется все необходимое: котельная, детский сад, школа, ремонтная станция и т.д. С 2011 г. функционирует мобильная связь, есть Интернет, как и прежде доставляют по адресам почту и различные посылки.
Снижение интенсивности эксплуатации этого округа привело к падению количества населения поселка и к почти полной остановке работы причалов. Функционально они входят в состав порта Нарьян-Мар, являясь заполярным терминалом.
С советских и более ранних лет здесь сохранилось немало интересных моментов:
Компания «Эко Шиппинг» приглашает заказать грузоперевозки по Севморпути и не только. С нами любая часть НАО становится доступной для обычных или ответственных грузов: с ледоколами или без них, мы доставляем любые типы груза, включая социально-ответственные, в которых очень нуждаются поселки.
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться