Морской порт Амдерма

Морской порт Амдерма

Каждый из терминалов Северного морского пути уникален благодаря своему расположению и особенностям. Но порт Амдерма выделяется даже среди всех прочих: он является первым в азиатской части континента, если двигаться с запада на восток.

Приглашаем изучить основную информацию о морском порте Амдерма – его технических характеристиках, особенностях расположения и навигации, расскажем наиболее интересные факты из истории и жизни одноименного поселка.

Морской порт Амдерма

Технические параметры

Морской порт Амдерма является вторым по своему экономическому значению во всем Ненецком автономном округе (после Нарьян-Мара). Он располагается примерно в 450 км от железнодорожной станции Усинск и не имеет сообщения с общероссийской сетью железных дорог.

Он располагает такими техническими возможностями как:

  • терминалы – под генеральные, навалочные и насыпные грузы; принимаются стройматериалы, ГСМ, различное оборудование, колесная техника, продукты питания;
  • грузооборот – около 1 тыс. тонн;
  • причалы – 6 ед, глубина акватории – до 2 м;
  • особенность перевалки – если осадка судна не позволяет швартовку, организовывается работа между причалом и судном, которая ведется промежуточными баржами (плашкоутами).

Располагается это небольшое хозяйство на Югорском полуострове – по правому борту после пролива Югорский Шар, если следовать по Севморпути из Архангельска (до него отсюда более 1000 км) в сторону Владивостока. Чуть севернее – остров Вайгач, «сторож» перехода из Печорского моря в Карское.

Грузовое сообщение ведется только водным транспортом (авиация задействуется слабо ввиду высокой стоимости и ограничений по грузоподъемности). Автомобильные перевозки доступны только в зимнее время, в сторону «южной» Воркуты и далее.

Навигация

Навигационный период здесь продолжается около 150 дней. Его начало в июле и завершение в октябре объявляется специальными приказами представителя Администрации Западной Арктики.

Акватория является замерзающей, обладает небольшой глубиной, поэтому навигация требует особого контроля. В зимнее время подход к причалам на реке Печора не выполняется даже с ледоколом.

Для обеспечения прохода через местные воды и для экстренной поддержки судов, следующих по Северному морскому пути, Амдерма все же необходима. Порт располагается на стратегическом участке, служит опорой в организационном и техническом смысле.

Он также служит важным перевалочным и торговым пунктом для близлежащих ненецких поселков. Они расположены вдоль реки Печора, и без портового снабжения жизнь здесь станет ощутимо более тяжелой.

История

История морского порта Амдерма началась в 1931 году – когда было решено вести разработку и вывоз угля с Воркутинского месторождения. С 1933 года, параллельно разрастанию поселка и строительству причалов, шло развитие месторождения флюорита (ценный плавиковый шпат, который до этого СССР закупал за границей за дефицитную валюту).

Постепенно район приобретал все большее значение:

  • 1931: самый первый причал был построен буквально вручную – силами рабочих, которые жили в землянках;
  • 1935: появление собственного аэропорта (это здесь приземлился самолет с полярниками Отто Шмидта);
  • 1937: введено в эксплуатацию 300 м причалов, появились складские площадки, собственные мастерские;
  • к погрузке или разгрузке допускались суда с осадкой не более 3,6 м – каждый год работники углубляли подходной канал с помощью специального судна;
  • все рейсы по Севморпути обязательно обслуживались местной радиостанцией, которая давала сверхценную информацию о состоянии погоды, аэронавигационных условиях;
  • 1970-е: капитальное обновление порта, строительство новых причалов и складов, установка современных подъемных кранов.

Сегодня значение морского порта Амдерма сводится к геополитике – обозначить и зафиксировать присутствие Российской Федерации в этом регионе. До 1991 года здесь было почти 15 тыс. человек – военный гарнизон (включая истребительный авиационный полк), мерзлотная лаборатория, строительное управление, нефтеразведочная экспедиция.

Порт Амдерма
Основные характеристики
Ширина 69° 45′ с.ш
Долгота 61° 39′ в.д
Местоположение Югорский полуостров в южной части Карского моря
Время навигации 150 сут.
Ледовый период ноябрь - май
Ближайшие населенные пункты п. Амдерма, г. Усинск - 450 км.
Железная дорога ж/д ст. Усинск Северной ж/д - 450 км.
Аэропорт Амдерма - 4 км.
Адрес Ненецкий автономный округ, пос. Амдерма, ул. Центральная, д. 4
Наименование оператора ФГУП "Амдерминский морской торговый порт"
Информация об услугах, оказываемых операторами морских терминалов:  
Размер
Площадь территории морского терминала (га):  
Площадь акватории морского терминала (км2):  
Длина причального фронта морского терминала (п. м):  
Пропускная способность грузового морского терминала всего (тыс. тонн в год):  
Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала (осадка, длина, ширина) (м):  
Глубина акватории
Канал: -
Грузовой причал: -
Средний уровень прилива: -
Якорная стоянка: -
Нефтеналивной причал: нет
Оснащенность порта
Количество причалов морского терминала:  
Техническая оснащенность гусеничные краны, автомобильный кран, автопогрузчики, гусеничные бульдозеры, экскаватор, гусеничный трактор
Площадь складов/емкость резервуаров откр. - 6700 м. кв., крыт. - 2000 м. кв.
Причалы порта
№ причала Специализация
1 вспомогательный
2 генеральные грузы
3 уголь
4 генеральные грузы
5
6 навалочные

По состоянию на 2025 год тут проживает около 500 человек. Для этого имеется все необходимое: котельная, детский сад, школа, ремонтная станция и т.д. С 2011 г. функционирует мобильная связь, есть Интернет, как и прежде доставляют по адресам почту и различные посылки.

Самое интересное

Снижение интенсивности эксплуатации этого округа привело к падению количества населения поселка и к почти полной остановке работы причалов. Функционально они входят в состав порта Нарьян-Мар, являясь заполярным терминалом.

С советских и более ранних лет здесь сохранилось немало интересных моментов:

  • Амдерма в переводе с ненецкого языка – «лежбище моржей»;
  • берег, на котором находится поселок, является частью путей миграции белых медведей и других, более мелких обитателей Арктики, которые «заходят в гости» за выброшенной рыбой;
  • несмотря на запустение жилищного фонда здесь поддерживается жизнь, работают современное оборудование и техника (включая ветрогенераторы);
  • на этом фоне особенно колоритно смотрятся олени в упряжках, на которых ездит коренное население;
  • на территории поселка и порта остаются тысячи тонн металлолома, который невыгодно вывезти «здесь и сейчас», для этого следует повысить грузооборот до 10-15 тыс. тонн – тогда появится экономическая целесообразность;
  • въехать на эту территорию получится только по допуску – здесь действует пограничный режим, а полоса вдоль берега закрыта для посещения.

Компания «Эко Шиппинг» приглашает заказать грузоперевозки по Севморпути и не только. С нами любая часть НАО становится доступной для обычных или ответственных грузов: с ледоколами или без них, мы доставляем любые типы груза, включая социально-ответственные, в которых очень нуждаются поселки.


Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться