Правовое урегулирование Северного Морского Пути

Правовое урегулирование Северного Морского Пути

Стратегическое значение СМП для нашей страны нельзя переоценить – это одна из самых важных внутренних магистралей России, кратчайший путь между европейской частью РФ и Дальним Востоком, а также, странами Азии. СМП не закрыт и для иностранных перевозчиков. Российская Федерация не препятствует движению транспортных судов под флагами других государств. Но существует правовое регулирование деятельности Северного морского пути, и его должны учитывать все, кто пользуется магистралью.

Правовое урегулирование Северного Морского Пути

На чем основано правовое регулирование

В первую очередь, на том, что Севморпуть это исторически сложившаяся морская магистраль России в Арктическом регионе. И наша страна обладает суверенным правом на регулирование деятельности в акватории СМП, этот статус – основа всех разработанных в стране нормативно-правовых актов.

Это право, как и основные принципы правового регулирования судоходства по Севморпути закреплены в Федеральном законе «О Северном морском пути». Именно в нем перечислены ключевые аспекты и правила ледокольной проводки, без которой не обойтись, требования к торговым судам, входящим в акваторию Севморпути, к их экипажу и так далее.

Столько строгое регулирование связано с особенностями плавания в северных водах – без строгого соблюдения правил неизбежны чрезвычайные ситуации, которые приводят и к экономическому, и к экологическому ущербу, не говоря уже об ущербе для здоровья и даже жизни экипажей.

Вторым ключевым правовым актом является Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году. Этот документ определяет все права, а также обязанности каждого государства, обладающего каким-либо морским пространством.

Еще одним международным документом является «Polar Code». Это кодекс, который разработан для всех судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Нормы кодекса призваны усиливать безопасность судов в водах Арктики, а также, направлены на защиту водной, береговой среды от негативных воздействий.

Другие нормативно-правовые акты

Правовое регулирование Северного морского пути включает в себя целый ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации:

  • Кодекс торгового мореплавания;
  • Закон об охране окружающей среды;
  • Закон о континентальном шельфе;
  • Закон о рыболовстве.

Комплекс нормативно-правовых актов направлен не только на обеспечение безопасности судоходства, но и на регулирование всех видов деятельности в акватории Севморпути – как международной, так и внутренней.

Но стоит помнить, что российское законодательство в этой сфере продолжает совершенствоваться и развиваться, поэтому в существующие правовые документы вносятся изменения, разрабатываются новые законодательные нормы и правила. Это длительный процесс, так как нужно учитывать не только суверенные права страны, но и экологические, экономические, геополитические аспекты, связанные с Арктическим регионом. Но стремительные изменения в экономике, международной торговле, геополитике, не менее стремительные изменения климата требуют более оперативного реагирования.

Перспективы

Так как регулирование деятельности Севморпути – вопрос комплексный, требующий всестороннего подхода, нормативно-правовая база совершенствуется сейчас, и будет совершенствоваться в ближайшие годы.

Среди актуальных вопросов – усиление и оптимизация международного сотрудничества, соблюдение баланса между экономическими, геополитическими интересами страны и охраной достаточно хрупкой экосистемы Арктики. В свою очередь, это приводит к разработке новых правовых механизмов относительно разработки шельфа, развития судоходства в акватории Севморпути.

Но для разработки новых законов нужны грамотные экологи, международные и морские юристы, экономисты, специалисты по государственному управлению. И существующих специалистов недостаточно для обеспечения  всех нужд. Поэтому для молодежи есть новые, перспективные направления для учебы.

Но профессия для правового регулирования деятельности СМП связана, в первую очередь, с юриспруденцией. В некоторых государственных ВУЗах России предусмотрены отдельные программы по этому направлению – такие программы бакалавриата есть в РУТ, РГГМУ.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться