Северный морской путь динамика перевозок

Северный морской путь динамика перевозок

Развитие Северного морского пути входит в перечень приоритетных национальных проектов, наряду с программой освоения Арктики. В планах - превращение СМП в морскую магистраль международного значения, привлекательную не только для российских, но и зарубежных перевозчиков.

У арктического маршрута, даже с учетом сложных условий навигации, есть много преимуществ, включая экономическую рентабельность. Даже с учетом сложных навигационных условий, расходов на ледокольное сопровождение эта трасса остается самым коротким по протяженности коридором в Арктике. Что позволяет вдвое уменьшить время доставки, снизить расходы на топливо.

Северный морской путь динамика перевозок

Динамика перевозок

Динамика перевозок по Северному морскому пути показывает уверенный рост. Если еще в 2018 году объем перевозимых грузов составлял 20 млн т, то к 2020 году этот показатель увеличился до почти 33 млн т. А в конце 2023 года по северной морской магистрали было перевезено 36,25 миллионов тонн. Это исторический рекорд за все время существования Севморпути. 

Больше половины грузопотока обеспечил ПАО Новатэк, отправлявший по северной морской трассе сжиженный природный газ и оборудование для своих крупнотоннажных проектов Арктика СПГ 2 и Ямал СПГ.  

Также сыграло роль и перенаправление грузопотока на арктический маршрут компаниями Норникель, Газпром, Лукойл, ведущих активную разработку месторождений в российской Арктике. 

Увеличился интерес иностранных компаний к Севморпути. О чем говорит рост объема транзитных грузов с 1,2 миллиона тонн в 2020, до 2,1 в 2023 году. Да, большая часть отправок была трамповой, без постоянного расписания. 

Но ситуация постепенно меняется. Например китайский перевозчик Newnew Shipping Line планирует запустить регулярную контейнерную линию, соединяющую порты Шанхая и Архангельска. А общее количество выданных разрешений для иностранных кораблей на заход в акваторию СМП увеличилось до 1218 против 1163 за навигацию 2022 года. 

По прогнозам экспертов заинтересованность зарубежных партнеров будет только расти, как минимум по трем причинам:

  • сокращение протяженности пути из Тихого океана в Атлантику и обратно, что позволит сократить сроки доставки, расходы на топливо;
  • безопасность, сохранение судов и грузов, поскольку на северных маршрутах нет угрозы пиратов;
  • открытие круглогодичной навигации, запланированной до конца 2024 года в восточном секторе СМП, проходящем по Восточно-Сибирскому, Чукотскому и морю Лаптевых.

Кроме этого крупные перевозчики наращивают флот ледового класса Arc7, а в России ведется строительство 9 ледоколов, которые добавятся к уже курсирующим в акватории 10 атомоходам. Это упростит проводку судов в арктических льдах и откроет новые перспективы для транспортных компаний без кораблей с ледовым классом.

Статистика

По итогам прошлого года большая часть всех перевозок пришлась на сжиженный природный газ, нефть и продукты ее переработки. 80 % из них - это экспортные, транзитные рейсы. Всего за период навигации по Севморпути прошли 388 судов, 326 из них ходили под российским флагом. Оставшиеся 62 – под флагами Либерии, Мальты, Китая, Барбадоса, доставившие в пункты назначения навалочные грузы, нефть.

Была совершена ледокольная проводка по СМП балкеров Gingo и Platos, следовавшие из Мурманска в китайские порты. А общее количество транзитных рейсов увеличилось до 80, что на 53 больше, чем в 2022 году.

Перспективы 

Переориентация экономических интересов России на Восток диктует новые задачи. Для наращивания грузопотока с участием зарубежных компаний нужна отлаженная логистика и современная портовая инфраструктура.

Кроме строительства, реконструкции уже существующих портов в планах масштабная стройка мультимодального хаба международного значения, который будет предоставлять полный объем стивидорных услуг:

  • перегрузка (перетарка);
  • приемка;
  • маркировка;
  • хранение;
  • составление документов, схем крепления;
  • погрузка на борт.

Будущий хаб будет построен в северо-западной части Тихого океана. Пока рассматривается несколько локаций, включая побережье Камчатки. Это в свою очередь привлечет инвесторов в регион, создаст новые рабочие места и сыграет большую роль в развитии края. 

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться