Северный морской путь в эпоху СССР

Северный морской путь в эпоху СССР

Именно при СССР Северный морской путь начал становиться таким, как мы знаем его сегодня. Сквозной путь через поля льда, примыкающие к побережью Российской Федерации – вот наиболее короткий судоходный маршрут, что способен изменить экономику целых стран.

Северный морской путь в эпоху СССР

Что такое «Северный морской путь»?

Северный морской путь – водный маршрут, который:

  • пролегает по югу Ледовитого океана вдоль побережья России как по водам, где льда меньше всего;
  • прокладывается по морям от Берингова пролива (находится между наиболее восточной точкой России и наиболее западной точки территории США) до пролива Карские ворота («немного» дальше Воркуты в сторону полюса).

От последнего – еще почти 900 км по насыщенным льдом водам до Мурманска, который является самым северным портом России в Баренцевом море.

Если кому-то начало зимы каждый год доставляет массу неудобств и не самых лучших эмоций, Северный морской путь ему вряд ли понравится. Чтобы описать его, надо вспомнить основные климатические особенности тех мест:

  • средняя температура окружающего воздуха: от 45…50 °С зимой до 0…+2 °С летом;
  • максимальная скорость ветра: порывы от 30 до 50 м/с;
  • наличие ледяного покрытия в море: в течение 9-10 месяцев в году (а для акваторий ряда морей и проливов сохраняется круглый год);
  • полярная ночь: с конца ноября по конец января (до 3 месяцев без солнечного света).

Севморпуть – стихия для сильных людей и настоящих профессионалов.

Зачем нужен Северный морской путь при таких сложностях?

Еще в СССР поняли, что начало освоения Северного морского пути – это история преимуществ и ресурсов. В 1930-е годы стояла задача сделать маршрут из европейских вод на Дальний Восток и в Тихий океан подконтрольным технике и человеку. Сегодня стоит задача обустроить это направление для максимальной пропускной способности и скорости передвижения.

Так, рекорд по объему грузоперевозок через русский Север за весь 2023 год составляет более 36 миллионов тонн. По планам развития арктической логистики, которые планомерно поддерживает Правительство России, грузооборот этой части света должен составить 100-120 миллионов тонн. И эта стратегия уже работает – транзит запрашивают все больше стран и иностранных компаний.

Причина инвестиций в развитие  – в исключительном праве на эти воды по международному законодательству. Поэтому освоение Северного морского пути себя оправдывает на 100%.

Помимо логистики есть и другие сферы извлечения прибыли для государства:

  • разведка и добыча полезных ископаемых – нефть, уголь, газ, различные конденсаты, нерудные материалы, цветные и редкоземельные металлы;
  • промысел рыбы и животных – не такая «пустая» статья для экономики;
  • научные исследования, которые уже приносят пользу России.

А ввиду постепенного таяния льдов доступ к этим богатствам становится проще.

Хронология освоения Севморпути при СССР

Символическая дата начала освоения Северного морского пути в СССР – 1932 год: экспедиция Отто Юльевича Шмидта стала первой, достигшей восточных портов за один навигационный сезон.

В действительности усилия по изучению арктических и северных сибирских районов предпринимались еще с конца XIX века. Первые паровые и дизельные ледоколы, иностранные измерительные приборы, более века изысканий геологов, географов и моряков, последние выпуски еще царских студентов – все это стало основой развития советских успехов. Но и народные усилия сделали свое.

Северный морской путь при СССР развивался так:

  • 1930: принятие плана по решению задачи навигации по еще только открываемому Севморпути, накопление топливных резервов для парового судна;
  • 1932: первый сквозной проход не на ледокольном судне из Архангельска к Берингову проливу, причем из-за сложившихся условий плавание прошло по дуге к северу от пролива Вилькицкого, что в то лето оказался закрыт льдом;
  • 1932 (по итогам путешествия): образование Главного управления Севморпути при СНК СССР, которое стало узкопрофильным ведомством;
  • 1934: первый переход на ледокольном судне, который не крушил лед своим корпусом, а разрезал его специальным форштевнем (ледорез «Федор Литке»);
  • 1938: первый опыт масштабного спасения людей с затертых льдами судов – 184 полярника с пароходов «Седов», «Малыгин», «Садко», которых вывозили авиацией и специально присланным ледоколом;
  • 1939: по «каналу» между Белым морем и Анадырью совершен первый двойной проход по СМП – ледокол «Иосиф Сталин»;
  • 1959: старт эксплуатации первого в мире атомного ледокола «Ленин», который с 2018 года находится на приколе в Мурманске в качестве памятника (он проходил по морям целых 30 лет);
  • 1977: судно (ледокол «Арктика») впервые достигает Северного полюса не в дрейфе, а в активном плавании;
  • 1978: начало круглогодичной навигации для грузовых судов;
  • 1990: объем грузоперевозок по СМП достигает 6-7 миллионов тонн в год, на маршруте используют уже 17 ледоколов.

При появлении вопроса о дате начала освоения Северного морского пути в СССР, ответ с точки зрения истории один – 1932 год.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться