Как проходят перевозки по Северному Морскому Пути

Как проходят перевозки по Северному Морскому Пути

Северный морской путь развивается и становится реальным конкурентом альтернативным магистралям, связывающим Европу, Азию. В 2023 году по СМП были проведены 75 транзитных рейсов. Сезон арктической транзитной навигации открыл голландское судно Pugnax, направляющееся из южнокорейского Пусана в порт Мурманска. Чтобы доставить сборные модули для проекта Арктик СПГ – 2.


Как проходят перевозки по Северному Морскому Пути

В июне 2024 года в рамках ПМЭФ между российским Русатом Арктик и китайским Hainan Yangpu NewNew Shipping было подписано соглашение о намерении организовать круглогодичную контейнерную линию, соединяющую порты Китая, Санкт-Петербург, Калининград и порты Дальнего Востока.

Особенности навигации

Северная водная магистраль уже показала экономическую рентабельность и для России, и для иностранных партнеров. Но у перевозок по СМП есть свои особенности. Главные - непредсказуемость погоды и многовековые льды на большей части маршрута. Ведь СМП проходит в непосредственной близости от Северного Ледовитого океана, захватывает акватории Карского, Восточно-сибирского морей, а также морей Лаптевых и Чукотского

Из-за этих факторов до начала этого года навигация ограничивалась 4-5 месяцами в году, поскольку в остальное время большая часть водной транспортной магистрали покрыта льдами. На всей протяженности маршрута портами круглогодичного захода были Мурманск и Архангельск. Для примера - осенью 2023 года проход судов без лоцманского сопровождения в акватории СМП был ограничен 6 неделями. 

С начала 2024 года ведется работа над организацией круглогодичной навигации на всей протяженности водной трассы, со строительством инфраструктуры и подготовкой информационного сопровождения рейсов. И запуска цифровой экосистемы для мониторинга метеорологической, ледовой обстановки для оптимизации или быстрой корректировки маршрутов. 

Как проходят перевозки

Если говорить о том, как проходят перевозки по Северному морскому пути, то здесь суровые условия транспортировки диктуют свои правила к:

  • перевозимым товарам;
  • контейнерам;
  • обеспечению сохранности груза;
  • логистике.

Это связано со сложными климатическими условиями, в которых проходит доставка. Например, резкими температурными перепадами (до 10 градусов за несколько часов), дрейфующими льдами, движение которых предсказать невозможно.

Такой способ доставки требует от перевозчиков быстрой реакции на любые изменения, вплоть до корректировки первоначального маршрута. А от отправителей – строгого выполнения условий, предъявляемых к грузовой таре, упаковке. 

Поэтому, по северной трассе перевозят чаще нефть, газ, оборудование, а для контейнерных поставок используют изотермические, рефрижераторные контейнеры, в которых поддерживается постоянная температура, исключающая замерзание содержимого. 

Перевалка, накопление отправлений для дальнейшей перегрузки и доставки в пункт назначения (если речь о смешанных перевозках) часто проходит на необорудованном берегу. Что тоже диктует требования к надежности упаковки. 

Но все это компенсируется отсутствием ограничений по тоннажу и габаритам судов, в отличие от альтернативных магистралей - Суэцкого и Панамского каналов. И уменьшением расходов за счет сокращения времени в пути исключением рисков захвата грузов сомалийскими пиратами, как в том же Суэце.

Правила

Основные – это разрешительный порядок плавания, строго ограниченные периоды для движения судов без ледового или с низким ледовым классом (Ice1 - Ice3). Из-за сложной переменчивой погоды проход для них без сопровождения ледоколов с середины ноября по июнь запрещен. 

Что до разрешений, то их обязаны получать все перевозчики, вне зависимости под флагом какой страны ходят их корабли. В заявлении указывают:

  • данные корабля - номер, тип, параметры, позывной;
  • дата и название портов отхода, назначения, захода в акваторию СМП;
  • тип и объем груза;
  • численность команды, пассажиров;
  • информация о мощности двигателя корабля и суточном расходе топлива;
  • перечисление каналов связи. 

Все эти данные нужны для оценки безопасности похода и своевременном информировании об изменении ледовой ситуации на пути следования, ухудшении погоды или отправки помощи в экстренных ситуациях. Для российских перевозчиков с 1 февраля этого года процесс получения разрешения упростился. Теперь подавать запросы в Росатом можно через личный кабинет на Госуслугах. 

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться