Толщина льда Северного морского пути

Толщина льда Северного морского пути

Северный морской путь – транспортная артерия, которая уже сейчас обеспечивает большую часть морского грузооборота в России, между ее европейской частью и Дальним востоком. Благодаря СМП обеспечиваются товарами более 20 млн. жителей РФ, получают сырье или оборудование промышленные предприятия. Более того, с 2023 года Севморпуть стал альтернативой Суэцкому каналу для стран Азии, прежде всего, для Китая и Индии. Поэтому развитие этой трассы – приоритетное направление, которому уделяется максимальное внимание.

Но может ли СМП стать заменой Суэцкому каналу? Четкого ответа на этот вопрос нет, так как свою роль играет толщина льда Северного морского пути. Арктика – суровый регион со сложной для судоходства акваторией, и большую часть акватории Северного ледовитого океана суда могут проходить только с помощью ледоколов. Это ограничивает возможности судоходства, но насколько? Все зависит от климата.

Толщина льда Северного морского пути

Толщина льдов Арктики

Севморпуть – трасса, которая проходит вдоль северного побережья Европы на восток, к Азии. Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, через остров Врангеля к Чукотскому морю и Берингову проливу – вот маршрут следования судов по СМП. Условно магистраль можно разделить на западную часть (начинается в Мурманске, заканчивается  Дудинке) и восточную (от Дудинки до Чукотского полуострова).

В общей сложности протяженность составляет 5600 км, что намного короче, чем длина маршрута через Суэцкий канал. Вот только навигация по Севморпути продолжается до 4 месяцев, максимальная судоходность возможна в летний период. Причина – оледенение морей в зимний период. И максимальная толщина льда на Северном морском пути, на отдельных участках, не делает навигацию настолько масштабной, как этого бы хотелось. Даже с помощью атомных ледоколов.

Максимальная зафиксированная толщина арктических льдов составляет 2,5 метра. Пройти такой ледовый покров можно – но даже атомный ледокол будет двигаться со средней скоростью не более 10 узлов, что составляет 19 км/ч. При этом на незамерзающих участках скорость того же ледокола будет составлять уже 21 узел или 39 км/ч.

Но 2,5 метра это предел толщины, такой лед считается «тяжелым». В среднем толщина льда Севморпути составляет от 1 до 1,6 метров, такой лед считается «легким» и «средним» соответственно. Показатели отличаются от участка к участку, поэтому вся площадь маршрута разделена на несколько зон, и самая сложная – в Восточно-Сибирском море.

Экологические изменения

Но с 2006 года исследователи отмечают постепенное уменьшение толщины ледяного покрова – это связано с экологическими изменениями. Глобальное потепление перестало быть дискуссионной темой – изменения климата очевидны, и заметное изменение климатических условий приходится на российские территориальные воды Арктики.

Так, вдоль побережья льдов становится меньше, они отступают ближе к Северному полюсу. А чем больше открытых участков, тем больше прогревается вода, что приводит к еще большему таянию льдов, уменьшению общей площади оледенения и толщины покрова.

Новые данные позволяют прогнозировать дальнейшее уменьшение оледенения, по крайней мере, до 2030 года (возможно очередное циклическое похолодание). Но пока глобальное потепление является важным фактором для экономического развития морского пути – даже дальние районы, не говоря уже о портах, становятся полностью судоходными. Настолько, что навигация возможна круглый год.

Что это дает:

  • увеличение грузового потока;
  • развитие инфраструктуры побережья, портов;
  • более активная разработка недр;
  • обновление, расширение ледокольного флота, строительство кораблей различных ледовых классов;
  • расширение торговых связей с азиатскими партнерами (и европейскими, при определенных геополитических условиях);
  • позиционирование Севморпути как более короткой альтернативы Суэцкому каналу.

Глобальное потепление нельзя назвать позитивным климатическим изменением. Но с точки зрения развития Севморпути, для которого толщина и площадь льда становится критичным фактором, приходится признать: даже в негативных изменениях есть доля позитива. Сможем ли мы воспользоваться климатическими изменениями в своих экономических и геополитических целях – покажет время. Но, судя по планам правительства и уже запущенным программам – сможемСеверный морской путь – транспортная артерия, которая уже сейчас обеспечивает большую часть морского грузооборота в России, между ее европейской частью и Дальним востоком. Благодаря СМП обеспечиваются товарами более 20 млн. жителей РФ, получают сырье или оборудование промышленные предприятия. Более того, с 2023 года Севморпуть стал альтернативой Суэцкому каналу для стран Азии, прежде всего, для Китая и Индии. Поэтому развитие этой трассы – приоритетное направление, которому уделяется максимальное внимание.

Но может ли СМП стать заменой Суэцкому каналу? Четкого ответа на этот вопрос нет, так как свою роль играет толщина льда Северного морского пути. Арктика – суровый регион со сложной для судоходства акваторией, и большую часть акватории Северного ледовитого океана суда могут проходить только с помощью ледоколов. Это ограничивает возможности судоходства, но насколько? Все зависит от климата.

Толщина льдов Арктики

Севморпуть – трасса, которая проходит вдоль северного побережья Европы на восток, к Азии. Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, через остров Врангеля к Чукотскому морю и Берингову проливу – вот маршрут следования судов по СМП. Условно магистраль можно разделить на западную часть (начинается в Мурманске, заканчивается  Дудинке) и восточную (от Дудинки до Чукотского полуострова).

В общей сложности протяженность составляет 5600 км, что намного короче, чем длина маршрута через Суэцкий канал. Вот только навигация по Севморпути продолжается до 4 месяцев, максимальная судоходность возможна в летний период. Причина – оледенение морей в зимний период. И максимальная толщина льда на Северном морском пути, на отдельных участках, не делает навигацию настолько масштабной, как этого бы хотелось. Даже с помощью атомных ледоколов.

Максимальная зафиксированная толщина арктических льдов составляет 2,5 метра. Пройти такой ледовый покров можно – но даже атомный ледокол будет двигаться со средней скоростью не более 10 узлов, что составляет 19 км/ч. При этом на незамерзающих участках скорость того же ледокола будет составлять уже 21 узел или 39 км/ч.

Но 2,5 метра это предел толщины, такой лед считается «тяжелым». В среднем толщина льда Севморпути составляет от 1 до 1,6 метров, такой лед считается «легким» и «средним» соответственно. Показатели отличаются от участка к участку, поэтому вся площадь маршрута разделена на несколько зон, и самая сложная – в Восточно-Сибирском море.

Экологические изменения

Но с 2006 года исследователи отмечают постепенное уменьшение толщины ледяного покрова – это связано с экологическими изменениями. Глобальное потепление перестало быть дискуссионной темой – изменения климата очевидны, и заметное изменение климатических условий приходится на российские территориальные воды Арктики.

Так, вдоль побережья льдов становится меньше, они отступают ближе к Северному полюсу. А чем больше открытых участков, тем больше прогревается вода, что приводит к еще большему таянию льдов, уменьшению общей площади оледенения и толщины покрова.

Новые данные позволяют прогнозировать дальнейшее уменьшение оледенения, по крайней мере, до 2030 года (возможно  очередное циклическое похолодание). Но пока глобальное потепление является важным фактором для экономического развития морского пути – даже дальние районы, не говоря уже о портах, становятся полностью судоходными. Настолько, что навигация возможна круглый год.

Что это дает:

  • увеличение грузового потока;
  • развитие инфраструктуры побережья, портов;
  • более активная разработка недр;
  • обновление, расширение ледокольного флота, строительство кораблей различных ледовых классов;
  • расширение торговых связей с азиатскими партнерами (и европейскими, при определенных геополитических условиях);
  • позиционирование Севморпути как более короткой альтернативы Суэцкому каналу.

Глобальное потепление нельзя назвать позитивным климатическим изменением. Но с точки зрения развития Севморпути, для которого толщина и площадь льда становится критичным фактором, приходится признать: даже в негативных изменениях есть доля позитива. Сможем ли мы воспользоваться климатическими изменениями в своих экономических и геополитических целях – покажет время. Но, судя по планам правительства и уже запущенным программам – сможем.Северный морской путь – транспортная артерия, которая уже сейчас обеспечивает большую часть морского грузооборота в России, между ее европейской частью и Дальним востоком. Благодаря СМП обеспечиваются товарами более 20 млн. жителей РФ, получают сырье или оборудование промышленные предприятия. Более того, с 2023 года Севморпуть стал альтернативой Суэцкому каналу для стран Азии, прежде всего, для Китая и Индии. Поэтому развитие этой трассы – приоритетное направление, которому уделяется максимальное внимание.

Но может ли СМП стать заменой Суэцкому каналу? Четкого ответа на этот вопрос нет, так как свою роль играет толщина льда Северного морского пути. Арктика – суровый регион со сложной для судоходства акваторией, и большую часть акватории Северного ледовитого океана суда могут проходить только с помощью ледоколов. Это ограничивает возможности судоходства, но насколько? Все зависит от климата.

Толщина льдов Арктики

Севморпуть – трасса, которая проходит вдоль северного побережья Европы на восток, к Азии. Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, через остров Врангеля к Чукотскому морю и Берингову проливу – вот маршрут следования судов по СМП. Условно магистраль можно разделить на западную часть (начинается в Мурманске, заканчивается  Дудинке) и восточную (от Дудинки до Чукотского полуострова).

В общей сложности протяженность составляет 5600 км, что намного короче, чем длина маршрута через Суэцкий канал. Вот только навигация по Севморпути продолжается до 4 месяцев, максимальная судоходность возможна в летний период. Причина – оледенение морей в зимний период. И максимальная толщина льда на Северном морском пути, на отдельных участках, не делает навигацию настолько масштабной, как этого бы хотелось. Даже с помощью атомных ледоколов.

Максимальная зафиксированная толщина арктических льдов составляет 2,5 метра. Пройти такой ледовый покров можно – но даже атомный ледокол будет двигаться со средней скоростью не более 10 узлов, что составляет 19 км/ч. При этом на незамерзающих участках скорость того же ледокола будет составлять уже 21 узел или 39 км/ч.

Но 2,5 метра это предел толщины, такой лед считается «тяжелым». В среднем толщина льда Севморпути составляет от 1 до 1,6 метров, такой лед считается «легким» и «средним» соответственно. Показатели отличаются от участка к участку, поэтому вся площадь маршрута разделена на несколько зон, и самая сложная – в Восточно-Сибирском море.

Экологические изменения

Но с 2006 года исследователи отмечают постепенное уменьшение толщины ледяного покрова – это связано с экологическими изменениями. Глобальное потепление перестало быть дискуссионной темой – изменения климата очевидны, и заметное изменение климатических условий приходится на российские территориальные воды Арктики.

Так, вдоль побережья льдов становится меньше, они отступают ближе к Северному полюсу. А чем больше открытых участков, тем больше прогревается вода, что приводит к еще большему таянию льдов, уменьшению общей площади оледенения и толщины покрова.

Новые данные позволяют прогнозировать дальнейшее уменьшение оледенения, по крайней мере, до 2030 года (возможно  очередное циклическое похолодание). Но пока глобальное потепление является важным фактором для экономического развития морского пути – даже дальние районы, не говоря уже о портах, становятся полностью судоходными. Настолько, что навигация возможна круглый год.

Что это дает:

  • увеличение грузового потока;
  • развитие инфраструктуры побережья, портов;
  • более активная разработка недр;
  • обновление, расширение ледокольного флота, строительство кораблей различных ледовых классов;
  • расширение торговых связей с азиатскими партнерами (и европейскими, при определенных геополитических условиях);
  • позиционирование Севморпути как более короткой альтернативы Суэцкому каналу.

Глобальное потепление нельзя назвать позитивным климатическим изменением. Но с точки зрения развития Севморпути, для которого толщина и площадь льда становится критичным фактором, приходится признать: даже в негативных изменениях есть доля позитива. Сможем ли мы воспользоваться климатическими изменениями в своих экономических и геополитических целях – покажет время. Но, судя по планам правительства и уже запущенным программам – сможем.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Задайте свой вопрос

заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться