500 лет Севморпути
Глядя на современную портовую инфраструктуру и атомные ледоколы, пробивающие мощные льды северных морей, трудно представить, что освоение Севморпути началось пять веков назад. И в этом году Россия отмечает 500-летие великого маршрута, который соединил Европу и Азию по самому короткому пути. Это не просто морской коридор, а настоящее испытание на мужественность, выдержку и силу духа. И, в преддверии празднования 500 лет Севморпути, мы расскажем, как начиналась история освоения, какие походы сыграли решающую роль и чем маршрут важен сейчас для России.

Начало пути длиной в 500 лет
История СПМ началась задолго до того, как он стал официальным проектом. Первыми осваивать арктические воды начали поморы еще в XI- XIII веках. Они строили кочи, способные проходить среди льдов, и отправлялись в походы за пушниной, рыбой, моржовой костью. Поскольку у первых путешественников не было навигационных приборов и карт, они двигались только вдоль побережья.
В декабре 1525 года русским дипломатом Дмитрием Герасимовым была выдвинута гипотеза о возможности добраться из Европейской части в Китай через Северный Ледовитый океан. Хотя сам термин «Северный морской путь» появился значительно позже, и серьезно осваивать маршрут начали только в XX веке, именно эта дата считается отправной точкой в изучении арктических вод для навигации.
Первым же испытателем, кто прошел Берингов пролив в 1648 году и доказал, что Америка и Азия разделены, стал Семен Дежнев. Этот момент можно назвать начальным для исследования Арктики и прокладывания новых морских путей.
В XVIII и XIX веках российские экспедиции заложили основы для будущего освоения СМП. Такие известные исследователи, как Витус Беринг, Федор Литке, Семен Челюскин составляли карты, изучали течения и льды, искали более короткие пути из Европы на Восток. Особое место в истории занимает экспедиция Эдуарда Толля, который в конце XIX века искал легендарную Землю Санникова. Его труды стали частью культурно-просветительского наследия России.
Развитие Севморпути в XX веке
Арктическая навигация стремительными темпами стала развиваться в 30-е годы прошлого века, что было связано с потребностью в быстром и безопасном перемещении грузов в условиях индустриализации СССР. Ледокол «Александр Сибиряков» впервые прошел СМП в 1932 году за одну навигацию и доказал перспективность маршрута. В 1935 году образовалось Главное Управление Севморпути, которое отвечало за координацию экспедиций, строительство инфраструктуры, развитие ледокольного флота.
Во время Великой Отечественной войны СМП стал главной артерией для снабжения северных регионов, переброски военно-морского флота и стратегических грузов. В послевоенные годы началось обустройство портов и строительство ледоколов для освоения северных маршрутов. В 1957 г. в строй вступил первый в мире атомный ледокол «Ленин». А в 1977 г. ледокол «Арктика» открыл новые возможности для арктического судоходства, когда достиг Северного полюса.
Основные вехи освоения СМП:
- 1525 г. – первое официальное заявление о возможности прохода через Северный Ледовитый океан;
- 1648 г. – поход Семена Дежнева, который доказал, что есть путь морем между Америкой и Азией;
- 1913 г. – Георгий Брусилов и Владимир Русанов исследуют Арктику и прокладывают новые маршруты.
- 1932 г. – первое сквозное прохождение СМП за одну навигацию;
- 1935 г. – создание Главсевморпути;
- 1977 г. – атомный ледокол «Арктика» достигает Северного полюса.
Развитие Севморпути в XXI веке
Хотя прошло уже пять сотен лет с начала освоения Севморпути, его история еще только начинается. На сегодняшний день Севморпуть стал не только стратегически важным российским водным маршрутом, но и крупным международным проектом. Глобальное потепление, модернизация портовой инфраструктуры, строительство мощных ледоколов сделало Арктику более доступной, а судоходство практически круглогодичным.
СМП короче традиционного пути через Суэцкий канал на 40%, по северным водам проходят суда водоизмещением в сотни тысяч тонн. Объемы перевозок по СМП за последние годы увеличились до десятков млн тонн в год, в основном за счет экспорта углеводородов и сырьевых ресурсов. В развитии Севморпути участвуют крупнейшие российские компании: «Росатом» «Новатэк», «Роснефть» и другие. Господдержка предоставляет льготы для судовладельцев, финансирует портовые проекты, организовывает международный транспортный коридор через Арктику.
В последние десятилетия особенно уделяется внимание экологии Арктики. Строятся суда, работающие на сжиженном природном газе, чтобы снизить выбросы вредных веществ. Внедряются технологии мониторинга состояния окружающей среды, принимаются меры по защите арктической флоры и фауны от промышленного воздействия.
За 500 лет Севморпуть из опасного малоизученного маршрута вырос в крупнейшую транспортную артерию мирового значения. Это один из примеров в истории России того, как человек может покорить природу, но при этом сохранить ее уникальность. Что ждет СМП в будущем, покажет время. Но одно известно абсолютно точно – Россия продолжит развивать этот великий морской путь.


Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться