Ледовые карты Севморпути
Одна из самых востребованных тенденций развития для экономики России - Севморпуть, простирающийся от берегов Атлантики до Тихого океана. Это направление активно развивается, так как представляется экономически выгодным для грузооборота, несмотря на суровый арктический климат и льды. Потенциальная польза – значительное экономия времени и стоимости доставки грузов между Европой и Азией. Россия активно инвестирует в освоение инфраструктуры портов, ледокольного флота, систем связи и навигации в морях и всей акватории этого направления.

Что помогает ориентироваться во льдах
В условиях Арктики для успешной навигации и создаются ледовые карты Севморпути. Они необходимы:
- для прохождения транспорта в условиях плохой видимости;
- для безопасности судов в условиях непогоды, шторма;
- планировать маршруты, чтобы избегать возможные встречи с тяжелыми ледяными глыбами;
- чтобы суда осуществляли доставки без задержек, минимизировать экстремальные условия;
- чтобы короткий период судоходства был более эффективным и безопасным в целом.
Погодные данные постоянно меняются поэтому необходимость в составлении карт всегда существует. Этим процессом занимаются:
- Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ). Осуществляет методики исследования льда с помощью спутниковых систем, обеспечивает проверенной информацией о состоянии и движении ледяных массивов. Полученные данные анализируются не только с помощью значений из космоса, но и авиации, а также на основе средних многолетних значений.
- Росгидромет: федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которая представляет данные для составления карт.
- Другие организации: коммерческие компании и международные организации также могут предоставлять ценную информацию о ледовой обстановке в Арктике.
Источники информации для составления ледовых карт:
- Спутниковые снимки: основной источник информации. Спутники оснащены радарами и другими сенсорами, способными получать данные об обстановке независимо от погодных условий и времени суток.
- Авиационная ледовая разведка: специальные самолёты и вертолёты проводят визуальное наблюдение и радиолокационную съёмку.
- Наземные и судовые наблюдения: обобщенная информация, поступающая от наблюдателей на береговых станциях, ледоколах и других судах.
- Моделирование: создание прогностических моделей, основанных на метеорологических и океанографических данных, используются для прогнозирования возможных изменений.
Что входит
Содержание ледовых карт:
- Типы льда, карты отображают:
- Возраст льда: однолетний, двулетний, многолетний.
- Толщина: определяется в сантиметрах или метрах.
- Концентрация: доля поверхности моря, покрытой льдом (в процентах или долях).
- Формы: торосы, айсберги, поля, битый лёд и др.
- Пространственное распределение льда: карты показывают расположение ледяных массивов, полей, отдельных льдин и других ледяных образований.
- Динамика: отображаются направления и скорости дрейфа.
- Полыньи и разводья: открытые участки воды среди ледяных массивов.
- Торосистость: степень неровности ледяной поверхности из-за торосов.
- Айсберги: местоположение и размеры айсбергов.
- Рекомендации по маршруту: некоторые карты могут содержать рекомендованные маршруты, учитывающие ледовую обстановку.
Градация ледовых покровов от 0 до 10 (где ноль – полное отсутствие льда) является упрощённой. Однако, когда речь идёт о ледяных массивах высокой концентрации (7-10 баллов), простая оценка общей площади покрытия становится недостаточной для принятия решений о судоходстве. Необходимо учитывать детали, которые уже упомянули: толщину, торосистость и возраст льда. А также класс судна, его технические характеристики, опыт экипажа и ледокольное сопровождение. Все эти факторы влияют на окончательное решение о прохождении данного сектора СМП, которое принимает капитан судна совместно с диспетчерскими и ледокольными службами как раз на основе ледовых карт.
Форматы могут быть:
- Бумажные карты: традиционный формат, который до сих пор используется на судах.
- Электронные карты: цифровые, которые могут быть загружены в электронные картографические системы (ЭКС) на судах.
- Онлайн-сервисы, предоставляющие доступ к ледовой информации в режиме онлайн.
Итоги
Севморпуть – маршрут, проложенный по морям Северного Ледовитого океана. А здесь главный фактор, влияющий на судоходство – ледовая обстановка. В целом, все сведения, собранные о ней Гидрометцентром, министерством обороны и другими российскими центрами в данной акватории анализируются в ААНИИ, там же и составляются прогнозы и модели. Сплоченность и координация этих организаций позволяет успешно работать судам в Арктике благодаря безопасной и эффективной навигации.


Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!
Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!
- Собственный флот ледового класса
- Круглогодичная навигация
- Перевозка от 1 тонны
Задайте свой вопрос
заполнив форму ниже, и наш специалист проконсультирует Вас
Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!
Подписаться