Виды морских судов

Виды морских судов

Виды морских судов

Морские перевозки входят в число наиболее востребованных способов транспортировки грузов по всему миру. По сравнению с доставкой автомобильным, воздушным или железнодорожным транспортом, они требуют меньших материальных затрат. Посредством морских судов доставляются самые разные грузы – газ и нефтепродукты, оборудование и техника, зерновые культуры, животные, строительные материалы и т.д. Для перевозки грузов каждой из категорий предназначены различные типы морских судов.

Ключевая информация и систематизация

Зачастую к грузовым причисляются все корабли, не являющиеся пассажирскими. Это утверждение не вполне корректно, т.к. подразделение на грузовые и пассажирские применяется только в рамках категории транспортных судов, которая является лишь частью структуры морского флота и не охватывает его в целом. В эту же категорию входят грузопассажирские суда, а также специальные (служебно-вспомогательные, технические). Общая классификация современных видов морских судов по их назначению выглядит следующим образом:

  • военные;
  • гражданские:
    • промысловые;
    • транспортные;
    • коммерческие / торговые;
    • научно-исследовательские и т.д.

По действующей системе классификации, грузовым судном является высокотехнологичное плавательное средство самоходного типа, предназначенное для перевозки грузов, материалов и товаров из одного порта в другой. Как правило, на борту каждого такого корабля предусмотрено спецоборудование (в этом качестве выступают краны, стрелки и другие механизмы), которое дает возможность осуществить процесс погрузки-выгрузки без привлечения дополнительных технических средств. Также они имеют надежное и прочное основание в виде цельносварной конструкции из стали, благодаря чему обладают длительным эксплуатационным сроком (в среднем 30 лет). По своей специализации грузовые корабли могут быть:

  • универсальными (способны перевозить любые объекты и вещества);
  • многоцелевыми (могут перевозить грузы нескольких категорий как с вертикальной, так и горизонтальной перегрузкой);
  • двойной специализации (рассчитаны на перевозку грузов двух разных категорий);
  • специализированными (предназначены для транспортировки различных грузов одной категории);
  • узкоспециализированными (подходят для доставки только одного определенного вида груза).

Такая классификация не очень популярна. Значительно чаще все грузовые суда подразделяются по трем основным типам:

  • сухогрузы (для сухих грузов насыпного или штучного типа);
  • наливные (для жидкостей);
  • комбинированные или смешанные (их главное преимущество заключается в возможности использования для одновременной или поочередной перевозки и сухих, и наливных грузов).

В зависимости от регулярности плавания, корабли каждого из перечисленных типов делятся еще на два подвида – линейные или карголайнеры и трампы или трамповые. Первые используются на одной или нескольких линиях и выходят в море по точному графику, а вторые ходят без расписания, по мере поступления заявок на транспортировку. Помимо прочего, грузовые суда могут классифицироваться по таким критериям, как:

  • маршрут плавания;
  • грузоподъемность;
  • класс установленного двигателя и т.д.

Разновидности грузоперевозочных плавсредств

Получить более точное представление о том, какие бывают грузовые корабли, можно по описанию их разновидностей. Основными являются:

  • наливные:
    • универсальные танкеры;
    • узкоспециализированные (нефтеналивные танкеры, газо-, химо-, вино-, масло-, водовозы и т.д.);
  • сухогрузные (самая многочисленная категория, к которой относится около 80% всех морских грузовых судов):
    • универсальные или общего назначения;
    • специализированные (балкеры, рефрижераторные, ролкеры, автомобиле-, контейнеро-, лихтеро-, лесо-, скотовозы и пр.);
  • комбинированные:
    • нефтерудовозы;
    • нефтенавалочники;
    • нефтенавалочники-рудовозы.

Наливные

Корабли этого типа предназначены для транспортировки жидкостей. Для их размещения на судне установлены большие емкости (цистерны, танки, баки), они могут быть вкладными или являться частью корпуса. Случаи разливов содержимого при транспортировке обусловили усовершенствование конструкции таких кораблей и появление у них двойных бортов и двойного дна.

Основной тип наливных судов – танкеры. Они отличаются мощными насосными системами и могут быть универсальными (благодаря системе переборок, разделяющих трюмы на отсеки, на борту корабля может находиться 5-6 разных жидкостей) или специализированными (для перевозки нефтепродуктов). Узкоспециализированные наливные суда классифицируются на следующие виды:

  • газовозы (напорные для перевозки сжиженного газа при атмосферной температуре, полурефрижераторные и рефрижераторные);
  • химовозы (для ядовитых жидких химикатов, жидкостей высокой токсичности, щелочей, кислот и т.д., обязательными условиями к материалам изготовления емкостей является коррозионная стойкость и полная инертность к перевозимым веществам);
  • виновозы, масловозы, водовозы и пр.

Сухогрузные универсальные

Такие суда общего назначения – наиболее распространенные. Они:

  • могут использоваться для перевозки любых генеральных грузов – насыпных, упакованных в фасовочную тару (в мешки, бочки, ящики и пр.) или размещенных в специально отведенном месте, а также штучных, представляющих собой конкретный объект грузоперевозок (автомобили, оборудование и др.), в том числе крупнотоннажных и негабаритных;
  • имеют бортовые грузовые устройства (грузоподъемное оборудование) для самостоятельного выполнения работы по погрузке-разгрузке;
  • имеют две палубы и грузовые трюмы большого объема, на которые приходится основная часть корпуса;
  • могут иметь рефрижераторный трюм для размещения грузов, требующих особого температурного режима.

С подробными спецификациями таких сухогрузов можно ознакомиться на нашем сайте.

Сухогрузные специализированные

Конструкция и оснащение этих судов полностью ориентированы на транспортировку конкретного типа груза. По этой причине они обладают индивидуальными эксплуатационными особенностями, требующими от экипажа спецподготовки и особых навыков. Выверенные параметры и спецификации таких сухогрузов позволяют:

  • максимально эффективно использовать грузоподъемные способности корабля;
  • минимизировать время простоя в порту под грузовыми операциями.

Большинство судов однопалубные. Их названия имеют прямую связь с типом перевозимых объектов. Исключениями из этого «правила» являются:

  • рефрижераторные корабли (скороходные суда, оборудованные рефрижераторами разной мощности, трюмы теплоизолированы, люки имеют небольшой размер, охлаждающие, холодильные или морозильные установки необходимы для хранения фруктов, овощей, мяса и других продуктов скоропортящегося типа, для перевозки которых предназначены такие суда);
  • ролкеры (их также называют суда «ро-ро» и «ло-ро» – с горизонтальным и комбинированным типом погрузки соответственно, используются для перевозки колесной техники, груженых европаллетов, трейлеров и т.п., автомобилевозы – узкоспециализированный подвид ролкеров).

Контейнеровозы используются для перевозки грузов в контейнерах стандартных габаритов. Отличаются хорошей автоматизацией, имеют специальные направляющие для оптимальной загрузки и предотвращения смещения груза при качке. Груз размещается в трюмах и на палубе.

Лихтеровозы эксплуатируются для транспортировки лихтеров – несамоходных барж, выступающих в качестве грузовых единиц. Их погрузка осуществляется с воды, а выгрузка – на воду.

Балкеры (это название тоже «говорящее», т.к. на английском «bulk» означает «сыпучий») предназначены для перевозки различных сыпучих материалов навалом без тары. Имеют малую скорость хода и большие люки. По назначению могут быть универсальными (для любых сыпучих материалов) и узкоспециализированными (углевозы, зерновозы, рудовозы и т.п.). По размерным параметрам делятся на семь типов.

Лесовозы используются для поставки бревен, пиломатериалов (россыпью или в упакованном виде). Значительная часть груза размещается караваном на верхней палубе.

Скотовозы рассчитаны на транспортировку одним рейсом сотен или тысяч голов скота. Такие суда имеют особую конструкцию и специальное оборудование. Подходят для использования только по своему изначальному предназначению.

Комбинированные

Наиболее востребованным направлением эксплуатации смешанных судов является единовременная перевозка грузов наливного и навалочного типов. Такой метод транспортировки минимизирует вероятность обратного следования в балласте. Основными сочетаниями, перевозимыми на таких судах, являются:

  • нефть и руда;
  • нефть и навалочный груз;
  • нефть, руда и навалочный груз.

Надеемся, представленный материал был вам интересен. Наша компания владеет собственным флотом из универсальных сухогрузов ледового класса и вспомогательных плавсредств. Если требуются услуги по морским грузоперевозкам, обращайтесь к нам по контактам, указанным на сайте.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Остались вопросы?

Заполните форму, специалист подробно проконсультирует Вас

Ваш вопрос обязательное
Имя
Телефон обязательное
E-mail обязательное